Рашида Файзуллина
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей компенсирующей группе «Согласные звуки [р]-[р’]. Буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков «Р», «Рь», буквы «Р».
Образовательные задачи: закрепить навыки четкого произношения звуков «р», «рь» в устной речи, выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слова, из потока слов, дифференциация звуков р-рь;
Развивающие задачи: развивать фонематическое и зрительное восприятие; слуховое внимание, слуховую и зрительную память, связную речь через ответы на вопросы и составление предложений.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей компенсирующей группе „Согласные звуки [р]-[р’], Буква Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные задачи: воспитывать навыки учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки).
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Р большая и маленькая, красные, синие и зеленые квадраты (у детей и педагога); картинки ракеты, кошки, тигра и тигренка; картинки с изображением реки, репки, ресницы, помидора, топора, шара; буква Р; цветные карандаши
1. Ход занятия.
Организационный момент.
Приветствие.
Воспитатель: -ребята, давайте мы немного поиграем
Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите, как каркает ворона? (Кар-р-р). Как мурлычет кошечка? (Мур-р-р).
Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. (Р-р-р). Изобразите, как рычит маленький тигренок. (Рь-рь-рь).
Ребята, вы догадались, о каком звуки мы с вами сегодня будем говорить? (Звуки р, рь).
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Загадаю вам загадку, в отгадке спрятан звук, который будем закреплять.
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла. Только выпустит хвост –
Понесется до звёзд (Ракета)
Ребята. Вспомните тему этой недели, к какому знаменательному дню посвящается она?
Какого числа День Космонавтики?
(ответы детей- День космонавтики 12 апреля)
На какой звук начинается слово ракета? (ответы детей-р)
Какие еще слова знаете, которые относятся к теме Космос? (Ответы детей -скафандр, астроном)
Словарная работа: костюм защищающий тело человека; Скафандр предохраняет нас от сильного холода, в тени и жарких солнечны лучей, поддерживает кислород. Ещё он оснащён многими карманами.
3. Введение в тему. Характеристика и сравнение звуков.
Воспитатель: а давайте поиграем со звуками со звуками Р и РЬ.
А скажите, что общего у этих звуков? Дайте характеристику звуку «р», «рь
( Дети рассказывают-общее: согласные звонкие)
( Отличие: звук Р твердый, на схеме обозначается синем цветом;
звук «Рь» - мягкий, на схеме обозначается зеленым цветом;
Воспитатель: ребята, в слове ракета, звук Р какой? (ответы детей-твёрдый, обозначается синим цветом)
Где стоит твердый звук Р- в начале, в середине, в конце слова? (в начале слова)
Воспитатель: посмотрите на картинки и определите первый звук в слове (Ответы детей – река, репка, ресницы, в этих словах звук рь мягкий и стоит в начале)
А теперь посмотрите на следующие картинки и определите последний звук.
(Ответы детей - помидор, топор, шар, в этих словах звук р твёрдый)
Воспитатель: молодцы, ребята.
Воспитатель: а скажите, что такое звук и что такое буква?
(ответы детей- звук это, то, что мы слышим, и произносим, а буква это, то, что мы видим, пишем).
А вы умеете писать букву Р? (Дети за столом пишут на листочке букву Р, буква смотрит направо)
4. Звуковой анализ слогов
Воспитатель: ребята, сейчас выполним с вами звуковой анализ слогов. Необходимо прочитать слог и нарисовать нужным цветом кружочек под каждой буквой.
(раздать слоги АР, ОР, УР, ЫР, ИР
РА, РО, РУ, РЫ, РИ
и т. д. дети закрашивают нужный цвет под каждой буквой)
5. Воспитатель (На коврике) вспомним чистоговорки на звук Р.
Чтение чистоговорок (дифференциация в слогах)
-ра-ра-ра- начинается игра
-ро-ро-ро-вот стоит ведро
-ры-ры-ры- летают комары
-ру-ру-ру- коза грызёт кору
-ре-ре-ре- я играю во дворе
-ря-ря-ря- мы пришли сюда не зря
-рю-рю-рю- я обед себе сварю
6. Физминутка- (пальчиковая гимнастика)
Воспитатель: замечательно, теперь можно и отдохнуть!
Дедушка рох посеял горох
Землю копал, часто вздыхал
Когда убирал-пот утирал
Когда молотил по пальцу схватил
За то, когда ел-язык проглатил
7. Воспитатель: сейчас мы с вами определим позицию звука Р, Рь в словах.
(За столом- приготовить разные предметные картинки, звуковые домики на каждого и карточки цветные)
8. Рефлексия.
Воспитатель: ребята, какие звуки мы с вами сегодня закрепили? Расскажите, про эти звуки? (закрепили звуки Р, РЬ, они согласные, бывают мягкими и твердыми, мягкий звук обозначаем зеленым цветом, твердый- синим)
Ребята, у нас в группе есть дети в имени, которых есть звук Р или Рь?
Назовите их. Звук Р в имени Ариана мягкий или твердый? (мягкий) А в имени Тимур? (мягкий, Дарья? (твердый)
Молодцы, ребята, спасибо всем!
9. Ребята я вам подготовила раскраски по теме космос в названии которых есть звуки Р или Рь.