Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Ольга Ивановна Упорова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, речевые умения.

Задачи: 1. Познакомить детей с литературоведческим термином «басня», дать краткие сведения о баснописце И. А. Крылове.

2. Учить внимательно вслушиваться в литературный текст.

3. Воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы.

Темочки:

4. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.

5. Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.

Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности

Предварительная работа:1. Работа в микрогруппах

2. Обучение аргументации выводов

3. Обозначение характера персонажей сказок линией

4. Смена мизансцен во время занятий

Ход занятия:Воспитатель: Ребята, я сейчас вам задам вопрос. У каждого человека много хороших качеств, но есть и плохие. Как мы сможем увидеть свои плохие качества и как мы можем их исправить?

Ответы детей

Воспитатель: Вот на этот сложный вопрос мы и будем сегодня искать ответы.

А чтобы быстрее найти решение, давайте объединимся в пары.

Станем разведчиками.

Деление на пары с помощью игры «Разведчики»: дети, молча, находят глазами себе пару, встречаются глазами и, по команде воспитателя, пары берутся за руки.

Воспитатель: Ну, а теперь, разведчики, проходите в страну вопросов и ответов через ворота.

Проводится игра по типу «Ручеек».

Воспитатель: Но чтобы пройти паре в ворота, необходимо ответить на вопрос: «Что будет потом с этой шишкой?»

Воспитатель показывает шишку. Дети отвечают на вопрос и проходят парами в ворота.

Воспитатель: Рассаживайтесь, поудобнее, где хотите, но недалеко от меня, чтобы всем было и слышно, и видно.

Дети парами рассаживаются.

Воспитатель: Недавно я прочитала интересную историю, но так в ней запуталась, столько у меня появилось вопросов, и я решила, что только вместе с вами и смогу распутаться. Знаю только, что это не просто история и даже не совсем сказка, и даже не совсем стихи. Называется такая история – басня. Басня – это короткая поучительная история, где высмеиваются не очень хорошие черты характера которые есть у людей, даже если герои истории животные. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Я хочу познакомить вас с самым известным писателем – баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым (выставляется портрет писателя) в детстве он жил в городе Твери и потом работал в Тверском суде. Поэтому Тверь он считал своим вторым домом. Сейчас в Твери стоит памятник Крылову в сквере около цирка, есть улица Крылова (выставляется фотография памятника).

Воспитатель: Я сейчас прочитаю вам самую известную басню Крылова. Я знаю ее с детства, но сейчас думаю, что совсем не понимаю, что она высмеивает, чему учит. Попробуем вместе разобраться. Договорились? И так, слушаем….

Чтение басни «Стрекоза и Муравей» название басни не дается.

Анализ содержания басни. Дать несколько минут парам на обсуждение. Дети работают микрогруппами (парами) и передают шишку говорящей паре. Говорить может та пара, в чьих руках шишка.

Воспитатель: Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит: «Зима катит в глаза»?

Рассуждения детей.

Воспитатель: А вот такое выражение – «помертвело чисто поле»? Как вы их понимаете?

Размышления детей.

Воспитатель: А почему «нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме. А что же Стрекоза?

Дети размышляют, высказывая свое мнение, педагогом приветствуется любое мнение, даже самое неожиданное и не одно не опротестовывается.

Воспитатель: Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до муравья?

(Злой тоской удручена, к муравью ползет она)

Воспитатель: А как вообще-то передвигается Стрекоза? Кто видел стрекозу? Мы говорим: «Ты как стрекоза!» О каком человеке так говорят?

Рассуждения детей.

Воспитатель: Какая пара изобразит, как летает стрекоза? Как жила она летом? Покажите? (желающие пары показывают)

Воспитатель: А в басне она ползет к Муравью, покажите как.

(желающие пары показывают)

Воспитатель: А как же понять- «злой тоской удручена»? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.

Дети высказываются.

Воспитатель: Что же делать Стрекозе? Пусть каждая пара подумает: есть ли у Стрекозы выход? Что мы можем ей подсказать? Посоветуйтесь друг с другом. И я подумаю тоже.

Ответы детей.

Воспитатель: Как решил поступить со Стрекозой автор, мы знаем. Но не хочется ли вам попробовать переделать конец басни?

Эксперименты детей с переделыванием концовки басни.

Воспитатель: А что мы можем сказать про Муравья? Какой он?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему он все-таки не помог Стрекозе, не пожалел ее?

Ответы детей. Приветствуются разные, пусть даже противоположные мнения. Пусть будет дискуссия!

Воспитатель: Разойдитесь в разные стороны: в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно, а в другую кто считает, что он не прав. Потом мы это решение обсудим. И я подумаю. (Воспитатель принимает решение одной стороны, потом переходит к другой)

Воспитатель: Вы разные и мнения у вас разные.

Дети разделились на две группы. Высказывание аргументов 1 и 2 групп.

Деление на пары.

Воспитатель: Сейчас, когда мы поговорили и о Стрекозе и о Муравье, пусть каждая пара подумает, как можно линией изобразить характер героев басни.

Дети берут приготовленные бумагу и карандаши и выбирают любое место в группе (даже на полу, на стуле, пусть ищут сами, обсуждают парой и рисуют линию: прямую, спиральную, ломаную, волнистую и т. д.)

Воспитатель: Линии у вас получились разные, потому что у вас разные мнения и взгляды.

Воспитатель: Как бы вы назвали эту басню? А кто, по-вашему, здесь главный герой? Почему? (Решается судьба стрекозы, через стрекозу высмеиваются недостатки)

Воспитатель: А вот у Крылова она называется «Стрекоза и Муравей». Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются? А у Муравья можно найти плохие черты? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни? А у Муравья какая жизнь, все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать?

Высказывание детей.

Воспитатель: Изобразите, как он работал летом.

(Дети парами изображают).

Воспитатель: Мне почему-то и Муравья жалко! Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье. У нас у каждого свое мнение: кому-то жалко Муравья, кому-то стрекозу, кому-то, как мне, например, и того и другого. И художникам иллюстраторам тоже, каждый по-своему оценивали героев. И они это отобразили на своих иллюстрациях. Посмотрите.

Воспитатель показывает иллюстрации разных художников.

Воспитатель: Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка? (Три поросенка)

Воспитатель: Вот в чем отличие сказки от басни. Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?

Высказывание детей.

Воспитатель: Как вам сегодня было на занятии? Спать хотелось? Гулять убежать? Интересно было?

Ответы детей.

Воспитатель: Как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-разному, по своему, помогали друг другу работать в паре.

Спасибо вам, ребята, за увлекательную работу.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект НОД по обучению грамоте «Волшебные листья» в подготовительной группеКонспект НОД по обучению грамоте «Волшебные листья» в подготовительной группе Цель: Обобщение изученных звуков и букв; гласные буквы и звуки: А, У, О, Ы, И, Э; согласные буквы и звуки: М, Мь, С, Сь Х, Хь, Ш. Задачи:.

Конспект викторины по обучению грамоте в подготовительной группе «Абвгдейка»Конспект викторины по обучению грамоте в подготовительной группе «Абвгдейка» Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Викторина-Абвгедейка» Викторина «А,Б,В,Г-дейка» Цель: развивать у детей интерес к.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

Мюзикл «Стрекоза и муравей», постановка детей подготовительной (разновозрастной) группы Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т ] и [т’], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук" Задачи: • Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Опубликовано: 7 сентября 2020 в 08:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ивановна Упорова (УИ 716321) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД