Ольга Ивановна Упорова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, речевые умения.
Задачи: 1. Познакомить детей с литературоведческим термином «басня», дать краткие сведения о баснописце И. А. Крылове.
2. Учить внимательно вслушиваться в литературный текст.
3. Воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Знакомство с басней И, А, Крылова „Стрекоза и Муравей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- «Стрекоза и муравей», И. Крылов
- Темочки
4. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.
5. Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.
Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности
Предварительная работа:1. Работа в микрогруппах
2. Обучение аргументации выводов
3. Обозначение характера персонажей сказок линией
4. Смена мизансцен во время занятий
Ход занятия:Воспитатель: Ребята, я сейчас вам задам вопрос. У каждого человека много хороших качеств, но есть и плохие. Как мы сможем увидеть свои плохие качества и как мы можем их исправить?
Ответы детей
Воспитатель: Вот на этот сложный вопрос мы и будем сегодня искать ответы.
А чтобы быстрее найти решение, давайте объединимся в пары.
Станем разведчиками.
Деление на пары с помощью игры «Разведчики»: дети, молча, находят глазами себе пару, встречаются глазами и, по команде воспитателя, пары берутся за руки.
Воспитатель: Ну, а теперь, разведчики, проходите в страну вопросов и ответов через ворота.
Проводится игра по типу «Ручеек».
Воспитатель: Но чтобы пройти паре в ворота, необходимо ответить на вопрос: «Что будет потом с этой шишкой?»
Воспитатель показывает шишку. Дети отвечают на вопрос и проходят парами в ворота.
Воспитатель: Рассаживайтесь, поудобнее, где хотите, но недалеко от меня, чтобы всем было и слышно, и видно.
Дети парами рассаживаются.
Воспитатель: Недавно я прочитала интересную историю, но так в ней запуталась, столько у меня появилось вопросов, и я решила, что только вместе с вами и смогу распутаться. Знаю только, что это не просто история и даже не совсем сказка, и даже не совсем стихи. Называется такая история – басня. Басня – это короткая поучительная история, где высмеиваются не очень хорошие черты характера которые есть у людей, даже если герои истории животные. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Я хочу познакомить вас с самым известным писателем – баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым (выставляется портрет писателя) в детстве он жил в городе Твери и потом работал в Тверском суде. Поэтому Тверь он считал своим вторым домом. Сейчас в Твери стоит памятник Крылову в сквере около цирка, есть улица Крылова (выставляется фотография памятника).
Воспитатель: Я сейчас прочитаю вам самую известную басню Крылова. Я знаю ее с детства, но сейчас думаю, что совсем не понимаю, что она высмеивает, чему учит. Попробуем вместе разобраться. Договорились? И так, слушаем….
Чтение басни «Стрекоза и Муравей» название басни не дается.
Анализ содержания басни. Дать несколько минут парам на обсуждение. Дети работают микрогруппами (парами) и передают шишку говорящей паре. Говорить может та пара, в чьих руках шишка.
Воспитатель: Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит: «Зима катит в глаза»?
Рассуждения детей.
Воспитатель: А вот такое выражение – «помертвело чисто поле»? Как вы их понимаете?
Размышления детей.
Воспитатель: А почему «нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме. А что же Стрекоза?
Дети размышляют, высказывая свое мнение, педагогом приветствуется любое мнение, даже самое неожиданное и не одно не опротестовывается.
Воспитатель: Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до муравья?
(Злой тоской удручена, к муравью ползет она)
Воспитатель: А как вообще-то передвигается Стрекоза? Кто видел стрекозу? Мы говорим: «Ты как стрекоза!» О каком человеке так говорят?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Какая пара изобразит, как летает стрекоза? Как жила она летом? Покажите? (желающие пары показывают)
Воспитатель: А в басне она ползет к Муравью, покажите как.
(желающие пары показывают)
Воспитатель: А как же понять- «злой тоской удручена»? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.
Дети высказываются.
Воспитатель: Что же делать Стрекозе? Пусть каждая пара подумает: есть ли у Стрекозы выход? Что мы можем ей подсказать? Посоветуйтесь друг с другом. И я подумаю тоже.
Ответы детей.
Воспитатель: Как решил поступить со Стрекозой автор, мы знаем. Но не хочется ли вам попробовать переделать конец басни?
Эксперименты детей с переделыванием концовки басни.
Воспитатель: А что мы можем сказать про Муравья? Какой он?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему он все-таки не помог Стрекозе, не пожалел ее?
Ответы детей. Приветствуются разные, пусть даже противоположные мнения. Пусть будет дискуссия!
Воспитатель: Разойдитесь в разные стороны: в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно, а в другую кто считает, что он не прав. Потом мы это решение обсудим. И я подумаю. (Воспитатель принимает решение одной стороны, потом переходит к другой)
Воспитатель: Вы разные и мнения у вас разные.
Дети разделились на две группы. Высказывание аргументов 1 и 2 групп.
Деление на пары.
Воспитатель: Сейчас, когда мы поговорили и о Стрекозе и о Муравье, пусть каждая пара подумает, как можно линией изобразить характер героев басни.
Дети берут приготовленные бумагу и карандаши и выбирают любое место в группе (даже на полу, на стуле, пусть ищут сами, обсуждают парой и рисуют линию: прямую, спиральную, ломаную, волнистую и т. д.)
Воспитатель: Линии у вас получились разные, потому что у вас разные мнения и взгляды.
Воспитатель: Как бы вы назвали эту басню? А кто, по-вашему, здесь главный герой? Почему? (Решается судьба стрекозы, через стрекозу высмеиваются недостатки)
Воспитатель: А вот у Крылова она называется «Стрекоза и Муравей». Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются? А у Муравья можно найти плохие черты? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни? А у Муравья какая жизнь, все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать?
Высказывание детей.
Воспитатель: Изобразите, как он работал летом.
(Дети парами изображают).
Воспитатель: Мне почему-то и Муравья жалко! Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье. У нас у каждого свое мнение: кому-то жалко Муравья, кому-то стрекозу, кому-то, как мне, например, и того и другого. И художникам иллюстраторам тоже, каждый по-своему оценивали героев. И они это отобразили на своих иллюстрациях. Посмотрите.
Воспитатель показывает иллюстрации разных художников.
Воспитатель: Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка? (Три поросенка)
Воспитатель: Вот в чем отличие сказки от басни. Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.
Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?
Высказывание детей.
Воспитатель: Как вам сегодня было на занятии? Спать хотелось? Гулять убежать? Интересно было?
Ответы детей.
Воспитатель: Как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-разному, по своему, помогали друг другу работать в паре.
Спасибо вам, ребята, за увлекательную работу.