Елена Алексеевна Пахолкова
Конспект НОД по обучению грамоте по программе «Развитие» в старшей группе «Звуковой анализ слова «сани»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
По обучению грамоте по программе «Развитие
«Звуковой состав слова «сани».
Группа : старшая
Подготовила и провела: Пахолкова Е. А
Дата : январь 2020 года
Програмное содержание :
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте по программе „Развитие“ в старшей группе „Звуковой анализ слова „сани“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
-продолжать освоение действия звукового анализа слов;
-учить различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;
-закреплять умение делить слова на слоги; умение называть слова с заданным количеством слогов;
-продолжать работать над проведением графических линий пишущим инструментом;
-развивать речь, память;
-воспитывать выдержку, умение выслушать своих свертников.
Оборудование и материалы : презентация для сопровождения занятия, мультимедийное оборудование, картинка «дерево успеха» для рефлексии, фишки красного, синего и зелёного цвета для игры «Кто внимательный?», демонстрационная и раздаточные картинки –схемы для звукового анализа слова «сани», простые карандаши, сундучок, медали.
Ход совместной деятельности:
Организационный момент. (дети находятся около воспитателя)
«Круг дружбы»
Дружно за руки возьммся
И друг другу улыбнмся.
Мы пожмм друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их, улыбнемся и подарим им свое хорошее настроение.
Воспитатель: Сегодня, когда я пришла утром в группу то обнаружила письмо и сундучок, я не стала открывать письмо и читать, решила дождаться вас.
Воспитатель: письмо голосовое «От Феи Грамоты из страны Звуков»! Давайте его послушаем. (запись голоса в презентации) СЛАЙД 1
«Здравствуйте, дорогие дети старшей группы. Я Фея Грамоты из страны Звуков! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарки в сундучке. Но сундучок не простой, а волшебный. Открыть его смогут, только те, кто выполнит все задания. А я уверена, вы сможете это сделать, потому что вы много знаете, умеете слушать, думать, отвечать на вопросы. «Желаю успеха!
Фея Грамоты»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания? (дети располагаются около воспитателя)
(Ответы детей)
Воспитатель: Тогда давайте начинать.
1. Воспитатель: Ребята, нужно ответить на вопросы.
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из слов)
- Какие бывают слова? (длинные и короткие). Из чего состоят слова (состоят из слогов)
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран. На экране изображены разные картинки. Посмотрите на них внимательно. И сейчас на своё место сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из одного слога, из 2 (подсказка на экране – картинки)
Воспитатель:прежде чем ответить – проверьте себя (дети прохлопывают слово, определяя количество слогов) СЛАЙД 2.
Воспитатель: Молодцы! С первым заданием справились.
2. Воспитатель: приступаем к следующему заданию.
А из чего ещё состоят слова кроме слогов? (Слова состоят из звуков.)
-Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
-Какие звуки мы называем гласными? (Гласными звуками называем звуки, которые поются).Как мы по другому называем гласные звуки? (волшебные)
-Фишками какого цвета обозначаются гласные звуки? (фишками красного цвета)
СЛАЙД 3
Воспитатель: Найдите волшебный звук в словах
Игра «Найди волшебный звук». (на экране картинки – схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит, дети называют «Волшебные звуки поочередно : А,О,Ы,У,Е,И).
-смотрим на картинку- определяем гласный звук, а затем его называем. СЛАЙД 4
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
3. Воспитатель:-Как называются одним словом звуки, при произнесении которых нам мешают зубы, губы, язык воздух проходит не свободно, с преградой? (согласные звуки)
- Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
-Фишками какого цвета обозначаются твёрдые согласные звуки (фишками синего цвета)
-Фишками какого цвета обозначаются мягкие согласные звуки (фишками зелёного цвета) СЛАЙД 5
Игра «Кто внимательный?»
Воспитатель называет разные звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные, а дети в ответ поднимают соответствующую фишку. Затем проверяется правильность выполнения задания – подсказка на экране. (дети стоят около столов)
А Р МЬ У С Ы ТЬ З О И Н ПЬ Е
СЛАЙД 6
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием
4. Звуковой анализ слова САНИ. (Дети сидят за столами.)
Воспитатель: дети, послушайте внимательно загадку.
ЗАГАДКА.
Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы. Что это? (на экране – картинка-схема –сани) СЛАЙД 7
На мольберте демонстрационная картина САНИ, со схемой слова.
Воспитатель:У вас на столах тоже есть листочки, но какая там картинка пока не понятно. Что нужно сделать, чтобы узнать какая картинка? (обвести по точкам). Я предлагаю вам взять карандаши и обвести по точкам картинку.
-Кто справился с заданием-поднимаем руку. Что получилось? (сани)
- Произносим слово за указкой С-А-Н-И.
- Сколько звуков в слове САНИ? (четыре звука)
Дается характеристика каждого звука. Дети вместе с взрослым обозначают звуки соответствующими фишками в индивидуальных схемах. Проверка.
- Сколько слогов в слове САНИ? (два слога) Какой первый слог? (СА) Какой второй слог? (НИ)
- Сколько в слове гласных звуков? (два звука) Назовите первый гласный звук? (а) Назовите второй гласный звук? (и)
- Сколько согласных звуков? (два) Назовите первый? (с) Какой он? (твердый согласный звук) Назовите второй? (нь) Какой он? (мягкий согласный)
ЗАДАНИЕ: убрать мягкий согласный звук (нь); убрать твердый согласный звук (с); убрать гласный звук (и); убрать гласный звук (а).(на экране появляются соответствующие фишки, а затем убираются по заданию) СЛАЙД 8
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием
5. д. и «Живые звуки слова «сани» (4 ребёнка у доски, а остальные дети выполняют задания на местах. Задания звукам дают дети. В ходе игры закрепляются понятия гласных, тв., и мягк, согласных звуков)
Воспитатель: Молодцы, справились с последним заданием. Давайте похлопаем друг другу.
Фея Грамоты хочет нам что-то сказать. Давайте её послушаем.
Фея Грамоты :Молодцы! Я вам желаю успехов, и быть настоящей командой и тогда вы вместе справитесь со всеми трудностями. (запись голоса в презентации)
Воспитатель: А теперь мы можем открыть сундучок, и вы увидите сюрприз. (детям раздаются медали)
Рефлексия: «Дерево успеха»
Воспитатель: дети, в Стране Звуков выросло вот такое дерево. Но на нём нет листочков. А листочки ему сегодня подарим мы с вами. Посмотрите у меня есть красные, синие и зелёные листочки. Как вы думаете почему в Стране Звуков на деревьях растут именно к,с,и з листочки (звуки бывают гласные, тв согл и мяг согл)
-Я предлагаю прикреплять листочек к дереву и говорить-чем мы сегодня занимались на занятии, что было особенно интересно, что трудно.
Первый листочек прикреплю я- «мне сегодня понравилось как вы работали на занятии»
Воспитатель: - Почему мы смогли справиться с заданиями (работали дружно, много думали и хорошо занимались).
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо вам за работу. Мне очень понравилось с вами работать.