наталья тарасова
Урок обучения грамоте «Согласные звуки [з’], [з]. Буквы З, з»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок обучения грамоте
по теме: Согласные звуки /з’/, /з/. Буквы З, з
Цели урока :
• создать условия для знакомства с новыми звуками / з’ /, / з/ и буквами З, з;
• развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, обогащать лексику учащихся;
• обучать сознательному, правильному, плавному чтению;
Публикация «Урок обучения грамоте „Согласные звуки [з’], [з], Буквы З, з“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Обучение грамоте, 1 класс
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу;
• воспитывать доброе отношение к животным.
Оборудование: карточки с буквами, схемы для слого – звукового анализа, иллюстрации животных.
Ход урока.
1. Организационный момент (30 сек)
(приветствие)
Ученики: Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять будем учиться читать!
Учитель: сегодня на уроке вам предстоит показать чему вы научились на уроках чтения.
Какое самое главное правило на уроке?
Ученики: Слушать внимательно, думать и правильно отвечать.
Учитель : Мы будем разговаривать
Мы будем выговаривать
Правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Фонетическая зарядка. (1 мин)
Дети читают хором.
БА – БО – БЫ – НА ДВОРЕ СТОЯТ СТОЛ (БЫ)
БУ – БЫ – БА - ИЗ ОКНА ТОРЧИТ ТРУ (БА)
ЖА – ЖА – ЖА – ЕСТЬ ИГОЛКИ У (ЕЖА)
ЖИ – ЖИ – ЖИ – ЗДЕСЬ ЖИВУТ МОР (ЖИ)
3. Повторение изученных звуков и букв. (5 мин)
Учитель: что мы с вами произнесли? (звуки)
- что мы делаем со звуками? (слышим и произносим)
- какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- какие могут быть согласные звуки?
(твёрдые и мягкие, глухие и звонкие)
- чем обозначают звуки на письме? (буквами)
- что мы делаем с буквами? (читаем, видим и пишем)
Задание: Назовите правильно буквы.
М (ЭМ) П (ПЕ) Ж (ЖЭ) Т (ТЭ) Ш (ША) Д (ДЭ)
Г (ГЭ) В (ВЭ) К (КА)
Разделите буквы на две группы.
МЖДГВ ПТШК
По какому признаку разделили буквы?
(на буквы, которые обозначают звонкие согласные буквы и на буквы, которые обозначают глухие согласные звуки)
Какая буква лишняя в каждой группе и почему?
Ж – обозначает всегда твёрдый согласный звук
Ш – обозначает всегда твёрдый согласный звук.
4. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися. (8 мин)
(на доске животные)
Учитель: назовите предметы, изображённые на картинках.
Учащиеся называют животных.
Учитель: как можно назвать одним словом?
Учащиеся: животные, звери
Учитель : прочитайте слова
ЗУБР ЗЕБРА
ЛИСА КАБАН
БЕЛКА ЖИРАФ
Задание: исключите из каждой группы лишнее слово по двум признакам.
(из первого столбика надо исключить слово ЗУБР.
В этом слове 1 слог, а в словах ЛИСА и БЕЛКА 2 слога;
ЗУБР оканчивается на согласный звук, ЛИСА и БЕЛКА на гласный звук.)
(из второго столбика исключим слово ЗЕБРА.
В этом слове ударение падает на 1 слог, а в словах КАБАН и ЖИРАФ на 2 слог;
ЗЕБРА оканчивается на гласный звук, КАБАН и ЖИРАФ на согласные звуки)
Учитель: произнесите чётко слова, выделяя первые звуки
ЗЕБРА ЗУБР
Пробуйте назвать тему над которой мы сегодня будем работать на уроке.
Цель нашего урока : познакомиться со звуками /з’/. /з/ и буквой, которая их обозначает.
5. Знакомство с новыми звуками( 5 – 6 мин)
Учитель: А где можно увидеть этих и других животных вы узнаете,
если послушаете стихотворение, которое прочитает….
Я ходил куда – то с папой.
Видел там зверей я много:
Обезьяну, тигра, крокодила.
А птиц там разных – большая сила.
Слон водою нас облил
Где я был? Куда ходил?
(В ЗООПАРК)
Учитель: А что такое зоопарк?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учитель: зоопарк – это место, где содержат диких животных в клетках, вольерах, на больших площадках.
Учёные наблюдают за жизнью животных, учатся их разводить, сохраняют многих редких животных.
ЗУБР относится к таким редким животным. Численность этих животных уменьшается из –за вырубки лесов, из-за браконьерства.
Чтобы ЗУБРЫ не исчезли с лица Земли их взяли под охрану и занесли в Красную книгу. Растения и животные занесённые в Красную книгу нужно оберегать.
Кто из вас был в зоопарке?
О каких правилах поведения нужно помнить?
Учащиеся : - не подходить близко к клеткам, вольерам, не дразнить животных, не кормить их, не кричать, не протягивать к животным руки и тем более не пытаться их погладить.
Учитель: надо помнить об этих правилах при посещении зоопарка.
ЗЕБРА И ЗУБР приглашают нас в зоопарк, но сначала купим билеты.
МАЛЬЧИКИ составляют звуковую схему к слову ЗУБР
ДЕВОЧКИ - к слову ЗЕБРА
(Проводится анализ слов и характеристика звуков)
Учитель: произнесите первые звуки.
Охарактеризуйте их (согласные звонкие, твёрдые и мягкие)
Физкультминутка. А сейчас мы отдохнём и поиграем вместе с нашими друзьями Тимом и Томом(2 мин)
Друзья Тима – девочки, если вы услышите мягкий согласный звук /з’/, то хлопаете
топаете (приседаете)
Стрекоза, зяблик, бизон, кузнечик, слон, коза, змея, заяц, поползень, обезьяна, фазан, косуля.
Знакомство с новой буквой(2 мин)
Учитель: согласные звуки /з’/ и /з/ на письме обозначаются буквой.
(Сконструируйте эту букву.)
Как называется эта буква? (ЗЭ)
Определите её место в алфавитном ряду.
Между какими буквами стоит эта буква?
Ученик:
Учитель: На что похожа эта буква?
На эту букву посмотри,
Она совсем, как цифра 3.
6. Упражнение на концентрацию внимания. (15 сек)
Учитель: потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв.
Задание: зачеркните букву З и подсчитайте сколько раз она встретилась.
На это задание 15 сек.
УВМЭЗЕЖФОРЗБЫЗЕРВЗПРЗФДЗЦЗВЗ (8)
7. Чтение слогов, слов, текстов. (5 мин)
Учитель: наша прогулка продолжается. Мы подходим к птицам. Они разнообразные и поют на разные голоса.
ЗА ЗО ЗЫ ЗУ ЗЕ ЗИ
Работа по Букварю. (с. 70)
Учитель:
Прочитайте внимательно слова в каждом столбике. (первичное чтение по цепочке)
Найдите и прочитайте: двусложные слова;
трёхсложные слова;
четырёхсложные слова;
пятисложные слова.
• В словах 2 столбика найдите общую часть. (зим)
• Поставьте вопросы к каждому слову.
• Можно ли слова 3 столбика назвать родственными?
• Назовите общую часть. (мороз)
• Назовите общую часть в словах 4 столбика (зоо)
• Объясните значения этих слов.
8. Работа с текстом. (5 – 7 мин)
• Чтение текста по цепочке.
• Чтение текста целиком.
• Ответьте на вопросы предложениями из текста.
1. Куда ходили в каникулы ребята?
2. Кто мирно спал у воды?
3. Кто играл со своими малышами?
4. Что делали мартышки?
5. Где бродил носорог?
О каких характерных признаках этих животных можно узнать из текста.
Например: крокодил (какой) …
Тигр (какой…
Мартышки (какие….
Носорог (какой….
9. Работа с синонимами. (1 мин)
Загадки.
Обитает в реке Нил
Злой, зубастый … (крокодил)
Он не слон, не лев, не птица
Он в реке живёт весь год
Крокодила не боится
Толстый…. (бегемот)
Этих животных называют по разному
Крокодил – аллигатор
Бегемот – гиппопотам (гиппо – в переводе означает «водяная лошадь»)
Название «гиппопотам» часто использовал в своих произведениях К. И. Чуковский.
Вдруг забили барабаны,
Прибежали обезьяны:
Трам – там –там! Трам – там – там!
Едет к нам Гиппопотам!
(«Крокодил»)
10. Работа с пословицей.
Учитель : прочитайте пословицу.
ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА.
Учитель: как вы понимаете смысл этой пословицы?
Быть здоровым очень важно, только здоровый человек по-настоящему может быть счастлив и познавать окружающий мир.
Одного мудреца спросили: «Что для человека является наиболее ценным и важным в жизни: БОГАТСТВО или СЛАВА?»
ПОДУМАВ, МУДРЕЦ ОТВЕТИЛ:»Ни богатство, ни слава, не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
11. Итог урока. (3 – 5мин)
Учитель: Наша экскурсия подходит к концу.
• Какую букву мы выучили?
• Какие звуки она обозначает?
• Где мы с вами побывали?
• Каких животных мы встретили?
Предлагаю составить предложения.
Работа в парах
1 ряд : Мы были в зоопарке.
2 ряд: Там много разных животных.
3 ряд: Как интересно в зоопарке!
Чтение предложений.
Рефлексия. Если вам было на уроке интересно и понятно поднимите жёлтый флажок. Если кто –то испытывал затруднения – поднимите красный флажок.