котелевская
Итоговая НОД по обучению детей грамоте (итоговое) в подготовительной к школе группе «В стране звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению детей грамоте (итоговое)
в подготовительной к школе группе
На тему: "В стране звуков".
Программное содержание :
-закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определять ударные и безударные гласные.
Публикация «Итоговая НОД по обучению детей грамоте (итоговое) в подготовительной к школе группе „В стране звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов, место ударения в слове, открытый и закрытый слоги.
- закрепить умение подбирать синонимы, антонимы, изменять прилагательные по родам и числам, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- закрепить умение составлять короткий рассказ по картинкам, устанавливая последовательность событий.
- закрепить понятия: звук, слово, предложение; уметь составлять предложения и делить его на слова, называя их по порядку.
- развивать потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.
- развивать логическое мышление, воображение, речь, память.
- формировать мотивационную готовность ребенка к школе.
Методические приемы:
- метод словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, скороговорки, викторины, загадки, музыкальные вставки).
- метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, игрушки, дидактическая игра).
- технологии управления интеллектуального развития старших дошкольников (использование схем).
- здоровьесберегающая технология (формирование правильного речевого дыхания).
- создание ситуации занимательности, познавательной игры.
- методика «расскажи стихи руками».
- элементы ТРИЗа.
- методы контроля и самоконтроля.
Материал:
Демонстрационный :
Раздаточный:
Пеналы с фишками, карточки с пятью кармашками, указки, книга, зеркала, изображение 4х волшебников, «звуковые» схемы, Звукалик, волшебная палочка, карандаши, лучики-галстуки, лучики-фишки, изображение солнышка, гирлянда, костер, набор картинок «Что сначала, что потом», мяч, колокольчик, магнитофон.
Ход НОД
Ребята, сегодня утром в наше окно залетел шар. Посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
- Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно. (Дети собирают картинки, на картинке изображен волшебник).
-Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник из страны Граматики. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).
"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:
Мячики лежат в лукошке,
лукошко у окошка".
Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Смотрите, на каждом мячике цифра, такие же цифры расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.
- Ну что ребята начнем путешествие? (один из ребят достаёт мяч.)
По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания.
- Чем отличается буквы от звуков?
от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Волшебник»
Скороговорки
1. Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
2. Собирала Маргарита маргаритки на горе, Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
3. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок.
4. Над Жорой жук, кружа, жужжит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем нестрашно жук жужжит.
5. Лиза купила Зине корзину в магазине.
6. Коля колья колет, Поля поле полет.
Дети встают в круг.
В. : Кто расскажет о гласных звуках.
— Д-:
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
В. : Кто расскажет о согласных звуках.
д. :
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.
В. : Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного?
Д. : «а», «о», «у», «ы», «э».
В. : Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
Д. : «я», «ё», «ю», «и», «е».
Игра «Подбери рифму»
Воспитатель загадывает загадку
Звонит колокольчик
В. :проходите дети за столы, начинаем занятие
-Из чего состоит наша речь?
-Из чего состоят слова?
-Есть звуки, которые произносятся легко. Их можно тянуть, петь, они не встречают во рту преград. Как называются эти звуки?
-А как называются звуки, которые встречают во рту преграды?
Загадка: не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
Разбор слова «книга» по звукам.
-Сколько звуков? сколько гласных? Сколько согласных?
-Разделим слово «книга» на части.
-Какая часть ударная (отмечаем черной фишкой?
Загадка
Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться (книга)
Сколько звуков в слове «Книга». Какой первый звук? Второй? Третий? Замените первый звук в слове дом на звук С. Что получилось?
- Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно где клад? Давайте, заглянем в корзину. (Дети находят на дне корзины план). Ребята, да это же план нашей группы. И здесь показано, где находится клад. (Поиск клада).
- Ребята, здесь шкатулка и записка «Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам
- Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей).
. Игра со словом «лесок».
— В. : Сколько слогов в слове «лесок».
— Д. : Два слога.
— В. : Из каких звуков состоит первый слог?
— Д. : Звуки «Л», «Е».
— В. : Из каких звуков состоит второй слог?
— Д. : Звуки «С», «О», «К».
2. Игра «Нади одинаковый звук в словах».
— В. : Булка, ветка, клетка, белка, кот. Какой одинаковый звук слышится в словах?
— Д. : Звук «К».
— В. : По таблице «Звуковые часики», найдите слово со звуком «С» (дети называют). Дети, составьте слово, в котором первый звук был бы «А».
— Д. : Арбуз, Автобус, Аист и т. д.
— В. : Дети, что же такое звук?
— Д. : Звук мы произносим и слышим.
— В. : А как называется значок, которым мы обозначаем звук на письме?
— Д. : Буква.
— В. : А что же такое буква?
— Д. : Букву мы пишем и слышим, это значок звука.
Дидактическая игра
Физкультминутка «Как живешь».
. Деление слов на слоги.
— В. : На что делятся слова?
— Д. : На слоги.
— В. : Что такое слог?
— Д. : Часть слова, которая произноситься одним толчком воздуха.
— В. : Сколько слогов в слове:
«весна» — два слога;
«машина» — три слога;
«воробей» — три слога;
«жук» — один слог. (Молодцы)
2. Чтение слогов по таблице.
— В. : Дети, составьте как можно больше слов со слогами: ма, фа, ра (дети составляют слова с вышесказанными слогами).
3. Игра по таблице «Кто в каком домике живет?»
— В. : Дети, кто живет в первом, во втором, в третьем домике (дети отвечают по картинке).
4. Игра «Звуковые часики».
— В. : Дети, назовите самое длинное, короткое слово (дети называют). Дети разделите эти слова на слоги (дети делят). Дети как переделать маленькое слово «лук», в длинное?
— Д. : Луковица!
— В. : А сейчас дети, будьте внимательнее. Надо составить новые слова, путем прибавления нового слога.
Ребята пили сладкий сок Слог пе добавим, стал песок А но пришло, уже носок А если ку, читай кусок Со слогом ле, — прочтем — лесок Туда пошли мы на часок.
-Деление слов на слоги (1,2,3 слога, нахождение ударного слога. Открытые и закрытые слоги их определение и отмечание фишками.
-Составление предложения из 2-х слов, 3-х слов, 4-х слов.
А сейчас давайте посмотрим, что же написано на доске: «Наступила ранняя весна». Что мы прочитали?
Д. : Это предложение.
В. : Из чего состоит наше предложение?
Д. : Предложение состоит из слов.
В. : Сколько слов в предложении?
Д. : Три слова.
В. : Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют). Что ставиться в конце предложения.
Д. : В конце предложения ставиться точка.
В. : С какой буквы будем писать начало предложения?
Д. : Начало предложения пишется с большой буквы.
В. : А теперь составим схему нашего предложения.
-Деление предложения на слова, определение их количества и порядка.
«Исправьте ошибку».
1. Юркий воробей собирать крошки.
2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
3. Тетерев жить в лесу.
4. В лесу растут сосна.
- Что мы делали?
Оно называется «Выложи схему».
- Ребята нам нужно выяснить, сколько слов в предложении. Я буду говорить вам предложения, а вы выкладывать его схему.
1. Наступила весна.
2. Саша рисует красивый цветок.
3. Посадил дед репку.
А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три, два).
Звонит колокольчик
подвижная игра «Давай поздороваемся».
Дети двигаются под музыку, музыка прекращается, В. хлопает в ладоши, дети здороваются: 1- руками, 2-плечиками, 3 – спинками.
Звонит колокольчик.
Урок №2 «Волшебное превращение» (иллюстрация волшебника).
-Словесная игра «Уменьши предмет» (бак-бачок-бачочек).
-Словесная игра «Скажи наоборот» (антонимы).
-Словесная игра «Исправь предложение».
-Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Звонит колокольчик.
Переменка (иллюстрация волшебницы).
-Игра на отработку продолжительного выдоха «Разожги костер» (электро-костер).
-Игра на отработку ритма и темпа дыхания «Поиграй со светлячками» (гирлянда).
Звонит колокольчик.
Урок №3 «Запоминай-ка» (иллюстрация волшебника).
Артикуляционная гимнастика «Зарядка Звукарика» (с зеркалами).
-«Вкусное варенье».
-«Дудочка».
-«Улыбка».
В. : Вот мы и разбудили язычок. А чтобы он работал хорошо, нужно тренировать пальчики.
-Пальчиковая гимнастика «Игрушки Звукарика»
Рассказывание знакомых скороговорок (обращаю внимание на выразительность, скорость и четкость речи).
Переменка – «Игра с мячом».
Дети в кругу. В. бросает мяч и называет слово, ребенок возвращает мяч и повторяет это же слово, но ставит перед ним нужную форму слова «волшебный» (день - волшебный день).
Звонит колокольчик.
Урок №4 «Отгадай-ка» (иллюстрация волшебницы и лучики-фишки).Дети стоят в кругу.
Викторина «Сказочные герои».
«Игрушечная викторина».
За правильный ответ дети получают фишки, в конце из лучиков выкладывают солнце.
Звонит колокольчик.
В. : Вот и закончились уроки в Школе Волшебников.
- Вам понравилось?
-Что запомнилось?
-Почему?
В. : Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, показали свои знания! Теперь вы смело можете идти в школу!
В. : А на прощание встаньте в круг (музыка). Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Закройте глаза, тихо постойте и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, а теперь солнышком. Никогда не забывайте, что каждый может стать волшебником. И не на минуту, а на всю жизнь, если дела его будут весёлыми, добрыми, солнечными.
Посмотрите, ваши лучики превратились в волшебные палочки! Возьмите их себе на память.
Пальчиковая игра «Гости»
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна (большой и средний)
Рад Серёжа (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Физминутка «Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнём мы ножки.
Согнём правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнём левую ножку,
Раз, два, три.
Ногу высоко подняли (Подняли ногу вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе сели. (Сели.)
Все герои из сказок в благодарность за их освобождение от Бармалея дарят на память вот это. Что это, ребята? (алфавит)