Безручко Ольга Алексеевна
НОД по образовательной области «Речевое развитие». Открытое занятие в старшей группе на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по образовательной области «Речевое развитие»
Открытое занятие в старшей группе «Солнышко»
Дата проведения: 30.10.2015г
Конспект составлен воспитателем МБДОУ Приволенского д/с «Аленка» Безручко О. А.
Тема: «Осень»
Цель: расширение представлений детей о характерных признаках осени, учить находить их в природе.
Публикация «НОД по образовательной области „Речевое развитие“, Открытое занятие в старшей группе на тему „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные :
обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;
уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных;
совершенствовать умение различать и называть фрукты, названия деревьев и их листьев учить образовывать прилагательные от существительных;
отрабатывать падежные окончания;
обучать основам словообразования;
обогащать и активизировать словарный запас
Развивающие :
развивать внимание, память, устную речь;
развитие интонационной выразительности;
улучшать общую моторику и координацию движений;
развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Воспитательные:
воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
воспитывать чувство любви к родной природе;
Воспитывать дружеское отношение к сверстникам
Предварительная работа:
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений, разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала
Интеграция образовательных областей :
Социально-коммуникативная, физическая, познавательная, художественно-эстетическая.
Демонстрационный материал:
Туча, небо, лист, дерево с листочками, картинки деревьев и их листьев, мяч, игрушка лисица и рукавица, корзинка с плоскостными овощами и фруктами.
Раздаточный материал:
Шапочки листочки, картинки с изображением времен года,листочки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: (воспитатель стоит в центре зала) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются,
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем заниматься.
На нашем занятии мы будем учиться красиво и правильно говорить. Начнем с игры:
Ра-ра-ра-начинается игра.
Игра «Подбери слово». Надо подобрать не просто слово, а точное слово. (Воспитатель показывает детям белый лист бумаги, по контуру напоминающий тучу).
- Ребята, как вы думаете, на что это похоже? (на облако) – Тучка бывает белой? (нет) – А какая бывает туча? Подберите слово (синяя, серая, черная, светлая, темная). – Молодцы! Вы столько правильных слов сказали о туче, что она стала как настоящая. (Воспитатель, незаметно переворачивает тучу обратной стороной и закрепляет ее на доске.)
– Дети, а где находится настоящая туча? (на небе). – А наше небо безликое, давайте оживим его? Подберем слово, какое небо бывает? (голубое, серое, темное, светлое, облачное, безоблачное, солнечное, хмурое). (Воспитатель закрепляет над тучей полотно синего цвета.)
А теперь послушайте и отгадайте загадку.
«Рыжий Егорка, - упал в озерко Сам не потонул и воды не всколыхнул» (лист).
Да, это лист, ребята посмотрите, какой красивый лист у меня есть, давайте его прикрепим на доску. (Воспитатель показывает детям кленовый лист, и закрепляет его на доске чуть ниже «тучи».)
Воспитатель: Посмотрите ребята, и скажите, какое время года напоминает эта необыкновенная картинка? (осень).
Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). Верно, а сейчас мы поиграем в игру об осени, которая называется «Закончи предложение». Готовы?
1. Листья на деревьях пожелтели, потому что… (наступила осень).
2. Люди на улице раскрыли зонты, так как… (пошел дождь).
3. Малыш промочил ноги, потому что… (наступил в лужу).
4. Птицы улетают на юг, потому что… (наступили холода).
5. Мальчику было очень грустно… (так как погода стояла пасмурная, и на улицу нельзя было пойти и поиграть во дворе).
Воспитатель: Молодцы ребята, мы составили предложения об осени, а сейчас мы послушаем стихотворение, которое называется «Осенний листок», прочтет нам его Хамис.
За окошком лист осенний пожелтел Оторвался, закружился, полетел. Желтый листик подружился с ветерком Все кружится и играет под окном А когда веселый ветер улетал Желтый листик на асфальте заскучал. Я пошла во двор и листик подняла Принесла домой и маме отдала Оставлять его на улице нельзя Пусть живет всю зиму у меня!
Спасибо Хамис! А теперь ребята мы все вместе создадим осеннюю картину. Закройте глаза. (звучит музыка «Танец листочков», воспитатель одевает детям шапочки-листочки).
Раз, два, три листиками стали вы! Открывайте глаза, теперь вы осенние листики (дети, танцуя кружатся по залу, и как листики садятся на «землю»).
Пока дети танцуют, воспитатель рассыпает листья.
Воспитатель: Вот такая у нас получилась музыкально-танцевальная картина об осени.
Ой! Кто это здесь наследил? Давайте отправимся по этим следам и посмотрим, куда они нас приведут. Следы привели нас к дереву. Смотрите здесь какая-то записка. Давайте ее прочтем.
«В гости я к вам приходила, Весь сентябрь я гостила, Урожай вы мой собрали, И к зиме готовы стали. На прощанье вам подарки, Захотелось подарить Их найдете, вы легко, Собрав дерево мое. Чтоб листики раздобыть Нужно все задание решить».
Воспитатель: Кто же написал эту записку? (осень). Хотите подарки от осени? (да). А вот вам первое задание (читает в записке)
Повернитесь лицом к окошку (воспитатель рукой показывает направление). Сделайте 2-3 шага прямо, здесь вы найдете много картинок с разными временами года. Покажите картинки, на которых осенние пейзажи. Расскажите об осени, какая она бывает?
1. Если осенью идет дождь, то она (дождливая).
2. Если дует ветер, то она (ветреная).
3. Если тепло, то она (теплая).
4. Если сыро, то она (сырая).
5. Если пасмурно, то она… (пасмурная).
6. Если холодно, то она… (холодная).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием и заслужили первый листочек. Ясмин, прикрепи пожалуйста наш листик к дереву.
В записке написано: Следующее задание вы найдете в уголке живой природы под горшком, добравшись к нему гусиным шагом.
Расскажите об осени лесным эхом
1. Эхо лесное спросить хочу Ау-ау-ау
2. Куда это листья пропали? Опали, опали, опали.
3. Птички певички давно ли галдели? Летели, летели, на юг улетели!
4. Белки и зайцы про вас мы не знаем? Линяем, линяем, линяем.
5. Так, что же творится в лесу, спросим? Осень, осень, осень.
Воспитатель: Ребята но это еще не всё задание, сейчас поиграем в игру «Исправь ошибки». Определите, что неправильно я буду говорить.
Дети отвечают полным ответом.
Осенние месяца- март, апрель, май.
Дети осенью загорают, купаются.
Осенью солнце припекает, трава зеленеет.
Осенью дети надевают сарафаны, сандалии, шорты.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились, молодцы, вы заслужили еще два листика! Ибрагим и Ярослав, прикрепите листочки к нашему дереву.
А где же четвертый листочек? Посмотрите внимательно! (на доске). Но чтобы нам его прикрепить к дереву нужно выполнить задание.
Третье задание
(На наборном полотне изображение деревьев. Кружки для нужного листочка, а на столе листочки с данных деревьев. Картинки снабжены «липучками», так же и кружки, нарисованные около деревьев) или презентация с игрой «С чьей ветки детки»
Воспитатель: Осенний ветер принёс нам листья с деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его рядом с этим деревом в кружке и назовите, какой это листок.
Дети: — этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист
— этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист
- этот листочек упал с березы. Это березовый лист
- этот листочек упал с осины. Это осиновый лист
- этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте немного поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать
(сжимать и разжимать кулачки,
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(загибать поочередно пальцы).
Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились, Диана прикрепи листок к дереву.
Воспитатель: Ребята, а следующий листок вы найдете у лисицы в рукавице.
Осенним днем лесной тропой Ищем листик золотой! (идем тихо на носочках) Находим рукавицу, в ней листок.
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я брошу мяч,тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.
- День короче, а ночь длиннее;
- На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад;
- Небо серое, хмурое;
- Часто идут дожди;
- Перелетные птицы улетают на юг;
- Дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- Люди надевают демисезонную одежду;
- Люди собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- Осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
Воспитатель: Ребята чтобы получить последние листочеки, нужно выполнить следующие задания.
Дидактическая игра «Какой сок?» (дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт или овощ и говорят, как будет называться сок из этого фрукта).
Дети:
«Это яблоко — яблочный сок».
Груша – грушевый сок
Слива- сливовый сок
Виноград- виноградный сок
Тыква – тыквенный сок
Лимон- лимонный сок
Морковь – морковный сок
Воспитатель: Молодцы ребята, но это еще не всё задание, нам нужно еще выполнить одно упражнение которое называется, «Подскажи словечко», нужно закончить предложение словом «осень», только окончание слово нужно менять.
Мы ждали. (осень)
Мы одеваемся тепло. (осенью)
Долго не было.. . (осени)
Мы поем песни.. . (об осени)
Мы рады. (осени)
Мы любим. (осень)
Воспитатель: Вот и закончились все задания. Айшат и Макка прикрепите последние листочки к дереву. Посмотрите, какое мы дерево собрали. Как можно назвать это дерево? (осеннее). Ребята, как вы думаете мы справились со всеми задания (да).
А, это что здесь у нас? Осень приходила! Угощенье подарила! (корзина с фруктами).
Ребята, наше занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы с вами говорили! Молодцы!