МДОУ"Детский сад с.Красная Речка Пугачевского района Саратовской области"
НОД по нравственному воспитанию в старшей разновозрастной группе «Уроки вежливости и доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по нравственному воспитанию в старшей разновозрастной группе
Тема: «Уроки вежливости и доброты»
Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.
Задачи:
• познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость,
• показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов;
Публикация «НОД по нравственному воспитанию в старшей разновозрастной группе „Уроки вежливости и доброты“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;
• развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.
Словарная работа: вежливость, доброта, вежливые слова (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего)
Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева «Цветик – семицветик», пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению. беседа о вежливости, о значение вежливых слов ;разучивание физкультминутки.
Материал к занятию: Цветик – семицветик, баранки, ваза, «игрушки, бейсболка, карта, мольберт, магниты (10 штук, карточки с заданиями, цветные карандаши, «ладошки», рисунки с хорошими и плохими поступками,, карточка со словами «солнце -, птица -, дерево -, сказка -. , рука -, ребенок -, ручей -, кольцо -, сердце- …», воздушный шарик с письмом.
Ход занятия:
Воспитатель. Добрый день, дорогие дети и взрослые!
Настал новый день. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне и друг другу.
Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе, мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко свежесть и красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей.
Выдохните из себя вчерашние обиды, злобу.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Воспитатель : Сегодня я приготовила для вас сюрприз! Хотите узнать какой?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель : Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и открывает стебель с лепестками) Ну надо же! Цветок где-то потерял свои лепестки. А из какой сказки этот цветок, вы догадались?
Дети: ДА «Цветик – семицветик»
Воспитатель : Посмотрите,рядом с цветком лежит карта.
Что на ней изображено.? Вы думаете правильно догадались из какой сказки этот цветок?
Дети: Да, из сказки «Цветик – семицветик»
(Выплывает воздушный шарик с письмом)
Воспитатель : Вот это да! Сюрпризы не закончились! (Отвязывает письмо и читает его) «Дорогие, ребята! Я знаю, что вы любите сказки. Но в нашей стране сказок случилась беда. Сильный северный ветер оборвал и разбросал лепестки цветика – семицветика. Помогите их найти. Если вы согласны помочь, то подсказками будут картинки на карте. Если вы отгадаете все загадки правильно, то соберете все 7 лепестков и узнаете волшебное слово, которое скрывает цветик – семицветик.
Жители страны сказок»
Воспитатель : Поможем, ребята?
Дети: Да
Воспитатель : Тогда вспомним сказку и правильно отметим маршрут нашего путешествия.
Куда мы отправимся сначала?
Дети: В Булочную!
Воспитатель : Верно!
Что сказала девочка Женя, когда пришла в булочную?
Игра «Доскажи словечко»
Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
- Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
- Если друг попал в беду (помоги ему)
- Решай споры словами, (а не кулаками).
(Рядом с баранками лежит красный лепесток с буквой Д)
Воспитатель : Куда мы отправимся теперь?
Дети: К доброй волшебнице, которая подарила Жене цветик-семицветик.
Как вы думаете, почему старушка подарила Жене волшебный цветок?
Ведущий. Сейчас мы вам покажем и расскажем историю, которая произошла с Лисичкой и Медвежонком.
СЦЕНКА
Жили-были Медвежонок и Лисичка, жили они дружно. Но однажды Медвежонок и Лисичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга.
Обращаясь к Медвежонку и Лисичке:
- Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Лисичка: Я на Медвежонка обиделась и мириться с ним не буду! Он не вежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он мне не ответил.
Медвежонок: А зачем отвечать, я тебя вчера видел.
Лисичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй».
Медвежонок: Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.
Воспитатель : Медвежонок, ты хочешь, чтобы Лисичка заболела?
Медвежонок: Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Ведущий А что же ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» — это значит будь здоров, не болей!
Медвежонок: Прости меня, Лисичка! Я всегда буду здороваться!
Лисичка: И ты прости меня Медвежонок! Я всегда буду вежливой!
Берутся за руки и идут на стульчики.
(Лисичка и Медвежонок отдают оранжевый лепесток с буквой О).
Воспитатель : Куда мы отправимся теперь?
Дети: Домой к девочке Жене.
(Дети идут к столу с вазой)
Воспитатель : Здесь нам нужно выбрать хорошие поступки.
Игра «Хорошие поступки»
(Воспитатель с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ)
(Под вазой жёлтый лепесток с буквой «Б».
Воспитатель : Куда дальше мы держим путь?
Дети: Во двор, где дети играли в путешествие на Северный полюс.
Кто играл во дворе?
Почему мальчики не приняли Женю в игру?
Ведущий. Ребята, а у вас есть друзья? А вы с ними дружите бескорыстно (просто так) или за что-то?
Жили были две загадочные подружки: Злючка- Плакса,и Веселушка.
Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли.
-Покажите, как они себя ведут.
- какую из двух подружек вам было приятнее изображать? Почему?
1 .Поведенческий тренинг
–А как можно помочь Злючке-Плаксе?
(выбирается ребенок, изображающий Плаксу, остальные успокаивают)
2. Поведенческий тренинг
- А как можно помочь Злючке? (выпустить злость в шарик)
(аналогично)
- Как вы думаете, почему такие разные девочки смогли подружиться? (на земле много людей и все люди разные, но они дружат между собой, потому что умеют уступать, поддержать, успокоить, имеют общие интересы и т. д.)
Игра «Закончи предложение» (с мячиком)
-Я обижаюсь на друга, когда (он дерётся)
-Я сержусь на друга, когда (он дразнится)
-Я радуюсь с другом, когда (нам весело)
-Я грущу, когда (друг уезжает)
-Я доволен другом (за его поведение)
-Я радуюсь за друга, когда (ему хорошо)
-Я помогаю другу, когда (он не может одеться)
-Я люблю друга за то (что он мой друг)
-Я забочусь о друге, когда (он болеет)
Воспитатель. Смотрите, рядом с мячиком ещё один лепесток-жёлтый с буквой Б.
Воспитатель.
Воспитатель : Скажите, ребята, что самое горькое?
Но горче горчицы –
Поверьте мне снова –
Обиднее, грубое слово.
Воспитатель : Ну, а что же слаще всего?
Но слаще халвы
И всего остального
Сердечное, доброе слово.
Да, ласковое, доброе слово душу согревает.
Игра «Ласковое слово». -Птица -, дерево -, сказка -, рука -, ребенок -, ручей -, кольцо -, сердце -…
Молодцы, вам понравились ласковые слова. А где спрятан лепесток?
Воспитатель : Смотрите, на столе лежит ещё один лепесток-зелёный с буквой Р.
Воспитатель : Куда нам теперь?
Дети: К игрушкам!
Ведущий. Ребята, а у вас есть друзья? А вы с ними дружите бескорыстно (просто так) или за что-то
А сейчас я вам хочу предложить послушать рассказ. «Друзья»
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
- Давай, - согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
-Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я один буду с ним играть. На другой день Денис принес в группу трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть!
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него работы. Сегодня с Денисом дружу!
-Можно ли Максима назвать другом Саша или Дениса? Почему?
- Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что то заполучить: игрушки, книги, и т. д. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Может ли быть такая дружба прочной?
- Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что – то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.
- В дружбе ценится бескорыстие.
Только благодаря этому качеству человек, не задумываясь, оказывает помощь своему другу. В дружбе необходимо не только оказывать помощь другу, но и благодарно принимает ее т. е. быть благодарным.
Воспитатель : Смотрите, на столе лежит ещё один лепесток-зелёный с буквой О
Воспитатель : Куда теперь мы держим путь?
Дети: Женя бессмысленно потратила два лепестка: в начале она обиделась на мальчиков, а потом захотела «Все в мире игрушки»
Воспитатель :
А как вы думаете, что такой добро?
Дети: Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова.
Воспитатель : Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек».
Физкультминутка
-Дружно за руки берись (встают в круг)
-Вправо. Влево повернись (повороты)
-Будем веселиться (хлопают в ладоши)
-Прыгать и кружиться (прыгают и кружаться0
-Много радостных людей (идут по кругу)
-Добрых, верных нам друзей
-Ссорится не будем (подходят к центру круга)
-Про печаль забудем (отходят на свое место).
(Воспитатель : Вот лежит ещё один лепесток- с буквой Т
Воспитатель : Кому может принадлежать эта бейсболка?
Дети: Мы думаем больному мальчику Вите.
Воспитатель :
Нужно загадать желание для всех детей. (Чтобы все дети улыбались, были здоровыми, исполнялись все их мечты)
Игра «Цветик-семицветик»»
Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
.
(Дети находят лепесток с буквой «А». Составляют слово «Доброта»)
Мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили слово «Доброта»)
Воспитатель. А вот ещё один мой сюрприз.
Какого цвета доброта?.
Раскрасьте ладошки и подарите их своему другу.
«Ладошки» (контур)
Итог :
Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей
Доброта – вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…