Гольева Светлана
НОД по математике «Поможем Карлсону»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по математике в средней группе "Поможем Карлсону"
Цели:
- совершенствовать умение детей ориентироваться в последовательности частей суток;
- знание геометрических фигур, элементов геометрических фигур, сторон, углов;
- умение определять размер предмета по длине, ширине;
- закреплять знание порядкового счёта в пределах 5; умение обозначать количество числом, цифрой в пределах 5;
- знание о наличии зависимости от формы и размера сосуда;
- доставить детям радость, интерес;
Публикация «НОД по математике „Поможем Карлсону“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- умение проявлять смекалку, находчивость, внимание.
Методы и приё мы:
Игровая мотивация «Карлсон прислал занимательные игры в детский сад»
Материалы :
Набор цифр от 1 до 5 (шапочки для детей, набор цифр от 1 до 10, домик с лесенкой, где живёт Карлсон, 1 банка с «заданиями», конверт с письмом, счётные палочки, 2 баночки для переливания варенья, 1 баночка с вареньем для Карлсона, ложка, демонстрационный материал – карточки : утро, день, вечер, ночь; карточки – геометрические фигуры (девочка, котёнок). Набор геометрических фигур, кубиков. Лента, карточки для индивидуальной работы с цифрами, цифры с рисунками, схемы для индивидуальной работы с полосками, индивидуальные карточки для сопоставления групп предметов с цифрой (игра «Чудесный мешочек»).
Ход занятия:
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Восп-ль: Дети, у нас сегодня необычное занятие. К нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь нашим гостям. А теперь улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
В окне появляется Карлсон, машет рукой и уходит.
Восп-ль: Ой, ребята, кто это там?
Дети: Карлсон.
Восп-ль: Давайте позовём его к нам на занятие?
Воспитатель открывает дверь и находит под дверью письмо и банку.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам самый интересный человек в мире. Мне ночью захотелось чего-нибудь сладенького, а ничего в доме не оказалось. И вот я решил, если я вам принесу занимательные игры, и они вам понравятся, то вы мне наполните эту баночку вареньем. Играйте, детвора, а я буду наблюдать за вами с крыши. Пока, до встречи!»
Восп-ль: Правда, смешной человечек? Посмотрим, что же он нам приготовил?
Воспитатель достаёт из банки листок, где записаны игры.
Восп-ль: А приготовил он нам интересные игры. Итак, первая игра.
… У Карлсона в доме жили цифры, но там такой беспорядок, что все они перепутались и не могут найти своё место. Между ними получилась путаница. Поможем цифрам найти своё место? (ребёнок выходит и ставит цифры).
Дети-цифры читают стихи.
Восп-ль: А сейчас закройте глаза. (дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1-2 цифры). Откройте глаза и посмотрите внимательно, какой цифры не стало?Дети называют.
Восп-ль: Ребята, чтобы попасть в дом к Карлсону нужно подняться по ступенькам. Он знает, что ступенек 10, а счёт до 10 не знает. Давайте посчитаем.
Дети считают до 10. Воспитатель выставляет цифры от 1 до 10
накаждую ступеньку лестницы.
Восп-ль: Посмотрим, что же ещё приготовил нам Карлсон? (достаёт следующий листок). Игра «Чудесный мешочек» :
Восп-ль: Я – чудесный мешочек, вам, ребята, я дружочек.
Очень хочется мне знать, как вы любите играть?
Если отгадаете загадки, то узнаете, что в мешочке (воспитатель загадывает загадки и беседует с детьми по отгадкам, доставая фигуры и показывая их:
Нет углов у меня и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (круг)
Он давно знаком со мной, каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины, вам его представитьрад,
А зовут его… квадрат.
Три угла, три стороны могут разной быть длины,
Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам…. треугольник.
Восп-ль: Молодцы, так какие же фигуры находятся в мешочке?
Дети: круг, квадрат, треугольник.
Восп-ль: А теперь ещё одна игра. Нужно опустить свою руку в мешочек и на ощупь определить какая это фигура, не доставая её. (2-3 ребёнка определяют фигуру)
Восп-ль: А теперь по картинам. Из каких геометрических фигур состоит картинка? Ребята, чтобы Карлсону попасть к себе в домик, ему необходимо перелететь через мостик, а если у него сломается пропеллер, то ему приходится переходить мостик. Давайте построим Карлсону мостик.
Дети: Да.
Восп-ль: Карлсон очень любит сладкое, в том числе и варенье, поэтому он такой толстенький, упитанный человечек. Как вы думаете, какой мостик мы построим Карлсону : узкий или широкий?
Дети: Широкий.
Восп-ль: Почему? Вы знаете, что у Карлсона есть друг Малыш? А какой мостик мы построим Малышу?
Дети: Узкий
Восп-ль: Почему? (дети отвечают)
Дети строят два мостика: широкий и узкий.
Восп-ль: А теперь давайте измерим наши мостики с помощью этой ленточки. Для широкого мостика необходимо было … ленточки, а для узкого … Я вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнём и поиграем в игру «Лягушка – попрыгушка». Вы становитесь в круг, вы – маленькие лягушата, а я – мама Лягушка. Я буду хлопать в ладоши, а вы будете прыгать столько раз, сколько я хлопну.
Воспитатель хлопает в ладоши, а дети прыгают.
Восп-ль: А теперь посмотрим, что же ещё предлагает нам Карлсон. Ребята, Карлсон просит нас помочь ему. У его друга Малыша день рождения, он просит сделать Малышу подарки. Давайте пройдём за столы. Перед вами счётные палочки. Вы должны выложить из них такую же фигуру, как у меня, вот по этому образцу:
Дети выкладывают фигуры по образцу.
Восп-ль: А сейчас снова откроем баночку. Карлсон предлагает нам отгадать загадки: 1. Над рекой заря встаёт, на дворе петух поёт,
Умываются котята, просыпаются ребята (утро)
2. Солнце в небе высоко, до заката далеко.
Зёрна в норку тащит мышь, учит азбуку малыш (день)
3. Солнце красное взошло, белка прячется в дупло
в гости к нам идёт, сказку он с собой ведёт (вечер)
4. В небе звёздочки горят, птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках, ну а мы - в своих кроватках (ночь)
Каждая отгадка сопровождается картинкой.
Восп-ль: Получились у нас разные части суток. Давайте ещё раз их назовём.
Дети: Утро, день, вечер, ночь
Восп-ль: Достанем следующее задание из баночки. Карлсон предлагает нам поработать по карточкам. Перед вами карточка, на ней несколько групп предметов. Вам необходимо посчитать предметы и возле каждой группы предметов поставить нужную цифру. Например: 2 домика – ставим цифру два.
Восп-ль: Я думаю Карлсон заслужил сладенького. И мы угостим его вареньем. У нас две баночки. Давайте измерим, сколько варенья умещается в баночке? Как мы можем это сделать?
Дети: С помощью условной мерки.
Восп-ль: А за условную мерку мы возьмём ложку, до краёв наполненную вареньем. В первую баночку вмещается 10 ложек и во вторую баночку вмещается 10 ложек. Значит, мы определили, что баночки разные: одна больше, другая – меньше, но варенья в них одинаковое количество (измеряя, чтобы не сбиться со счёта, мы будем ставить предметы для памяти).
Стук в дверь. Входит Карлсон.
Карлсон : Здравствуйте, а вот и я. Вы ждали меня, друзья? Я слышал и видел с крыши, как вы играли. Вам понравились мои игры?
Восп-ль: Карлсон, мы тебе приготовили варенье. Даже посчитали сколько варенья вмещается в баночку. Возьми, пожалуйста.
Карлсон : Вот, спасибо, сегодня я буду есть вкусное варенье. Ребята, за то что вы наполнили мою банку вареньем, я хочу поблагодарить вас. Я знаю, что и вы любите сладкое, поэтому я принёс вам вот эту баночку со сладостями (угощает детей). Ну, ребята, мне пора есть варенье. Что-то я проголодался. Пока!
Восп-ль: До свиданья, Карлсон. Прилетай к нам ещё. (Карлсон уходит, а дети прощаются с гостями и тоже уходят).