Ольга Авдонина
Мнемотехника в математике
▼ Скачать + Заказать документы
Авдонина О. В.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
Публикация «Мнемотехника в математике» размещена в разделах
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Специфика обучения математике такова, что от действия с реальными множествами ребенок приходит к манипулированию сверхабстрактными для него понятиями: число, множество, количество, натуральный ряд. Их абстрактное содержание фиксируется знаками и символами. Но даже маленькие дети могут увидеть за символами реальные объекты, понять схемы.
Формирование элементарных математических представлений можно рассматривать как вид символической деятельности. Схематизацию, кодирование, замещение можно использовать как средство решения самых разнообразных математических задач.
Схематизация предполагает создание и использование наглядных моделей. Они позволяют ориентироваться в реальности и получать о ней новую информацию. Использование схем позволяет по – новому увидеть и решить математическую задачу.
Сколько задач спряталось в одной схеме?
(Арифметические задачи с неопределенными данными. Действия сложения и вычитания)
5 + : = О 5 + О = О
О + : = О
Использование этих схем помогает детям понять смысл и значение арифметических действий, формирует обобщенное умение анализировать и решать задачи. Ребенок может не только нарисовать конкретную задачу, но и составить, изменяя сюжет, многочисленные задачи, соответствующие данной абстрактной схеме. Способность интерпретировать схемы служит важной характеристикой усвоения материала.
Замещение – это действие, для которого характерно использование индивидуальных заместителей. В математике свои заместители – это точки, фигуры, цифры. Специальными значками обозначаются такие свойства предметов, как цвет, форма, размер, толщина. Символика используется и для замещения отношений: равенство/ неравенство, больше/меньше, порядок следования, соответствие, логическое отрицание.
Кодирование – воспроизведение какого – либо содержания в знаково – символической форме. Это своего рода перевод на «другой язык». А чтобы перевести текст, фразу на другой язык, надо знать «алфавит» этого языка, а также правила сочетания «букв».
Например, фразы «Пять меньше шести», «Пять не больше шести», «За числом «шесть» следует число «семь»» ребенок кодирует:
5 < 6 5 > 6 6 7