Елена Щербакова
Конспект НОД по рисованию для детей 5–8 лет «Завиток»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (рисование).
Тип: интегрированное.
Возраст: 5-8 лет.
Формы НОД: игровая ситуация, пальчиковая гимнастика, беседа, рисование.
Формы организации: группа.
Задачи:
Образовательные: формировать умение украшать лист бумаги веткой с завитками (типичным главным элементом хохломской росписи) и использовать для украшения «завитка» знакомыми элементами «травка», «капелька», «лист», «цветок», «ягодка»).
Публикация «Конспект НОД по рисованию для детей 5–8 лет „Завиток“» размещена в разделах
Развивающие: развивать чувство композиции.
Воспитательные: воспитывать интерес к изобразительной деятельности, декоративному рисованию; позитивное отношение к результатам продуктивной деятельности в процессе работы
Предварительная работа: рассматривание народных узоров.
Оборудование и материалы: простой графитный и цветные карандаши, листы бумаги на каждого ребенка; дидактическая игра-лото «Чудо узоры», иллюстрации хохломских изделий.
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
1. Дидактическая игра (игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята!
Возьмёмся за руки друзья
Друг другу улыбнёмся
Мы пожелаем всем добра
И скажем «Здравствуй солнце».
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, у меня на столе лежит новая настольная дидактическая игра.
- Давайте посмотрим, что внутри конверта.
(Воспитатель открывает игру, а там разрезные картинки).
- Предлагают нам поиграть в игру «Собери картинки». Вы согласны?
(Ответы детей. Да)
- Для этого разделитесь на группы.
Задание. Дети должны собрать разрезные картинки и назвать получившиеся предметы.
Воспитатель.
- Молодцы! Очень хорошо справились с заданием.
2. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель:
- Я вам предлагаю обратить внимание на эти предметы.
- Посмотрите, ребята, какая яркая, красочная посуда здесь находится. Она не простая. Скажите, пожалуйста, какой же росписью она расписана? (Ответы детей)
-Правильно, она расписана хохломской росписью. Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.
- Давайте, ребята, внимательно рассмотрим иллюстрации этих изделий. Сколько тепла излучают они, радующие глаз.
-Какие цвета использовали мастера для создания узоров? (Ответы детей : мастера использовали черный, красный, зеленый, желтый цвет).
-На каком фоне нарисованы узоры? (Ответы детей : хохломские узоры нарисованы на черном фоне).
-Цвет может использоваться для фона - красный, черный, желтый.
-А как вы, ребята, думаете, легко ли делать такую сказочно-красивую посуду? (Ответы детей : нет).
- Сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Правда, ребята, красиво!
- А вы, ребята, хотите стать мастерами – художниками Хохломы?
(Ответы детей : да).
3. Открытие нового знания и умения.
Воспитатель:
-Прежде чем стать мастерами - художниками Хохломы я хочу узнать, какие элементы хохломской росписи вы уже знаете и умеете рисовать. Чтобы вам легче было вспомнить, поиграем в игру «Угадай-ка!»
(Воспитатель достает карточки «Элементы хохломской росписи»).
- Я буду вам показывать карточки, а вы будете называть элемент росписи. (Ответы детей : травка», «капелька», «лист», «цветок», «ягодка»).
-Правильно. Вы все элементы угадали, кроме одного. С этим элементом вы еще не знакомы. Это самый сложный, красивый, главный элемент хохломы - "завиток". Сегодня мы будем рисовать этот красивый элемент хохломской росписи.
(Воспитатель показывает детям карточку с изображением «Завитка»).
Воспитатель:
-На что похож «завиток»? (Ответы детей : на ветку).
-Обратите внимание как этот элемент узора мы будем выполнять. Пробовать рисовать мы будем сперва простым карандашом на отдельном листе, затем, мы возьмем цветные карандаши и чистый лист бумаги, на котором вы выполните рисунок.
- После того как вы нарисуете ветку - «завиток», вы дополните знакомыми элементами свои «завиток») травка», «капелька», «лист», «цветок», «ягодка»).
Воспитатель обращает внимание на то, как нужно держать карандаш по отношению к бумаге: тремя пальцами, вертикально к бумаге.
Воспитатель показывает детям на доске 2-3 варианта рисования ветки- завитка плавным неотрывным движение по кругу. Затем предложить всем ребятам показать это рисовальное движение рукой в воздухе. Предложить ребятам поупражняться в рисовании ветки - завитка на бумаге (заранее подготовить половинки альбомных листов). Когда у ребенка будет получаться завиток, дать лист бумаги, на котором будет выполняться рисунок.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Воспитатель:
- Для того, чтобы приступить к выполнению работы, проведем пальчиковую гимнастику
- Вот все пальчики мои,
Их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Воспитатель:
- Приступайте к работе. Потренируйтесь рисовать «завитки» на отдельном листе простым карандашом.
(Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, осуществляет индивидуальное руководство самостоятельной деятельностью через советы, напоминания).
-Я думаю, что у вас уже у всех получаются, поэтому предлагая взять чистый лист бумаги и выполнить задание цветными карандашами, выполнив сложный, красивый, главный элемент хохломы - "завиток".
- Главное правило при составлении узора, элементы должны располагаться на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно.
(Дети под народную музыку выполняют задание. Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, следит за осанкой, осуществляет индивидуальное руководство самостоятельной деятельностью через вопросы, советы, рекомендации, напоминания, обращение к опыту детей.
Детям, выполнившим работу раньше, предлагает прибраться на рабочем месте. Воспитатель благодарит, поощряет детей, выражает искреннее восхищение.
5. Итог непосредственно-образовательной деятельности.
- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались, рисовали увлеченно, с желанием.
- Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей : рисовали ветку «завиток»).
- Что использовали для этого? (Ответы детей : карандаши цветные, листы, простой карандаш).
- Что у вас вызвало затруднения? (Ответы детей : рисовать завиток).
- Что понравилось на занятии? (Ответы детей : украшать завиток).
- А где в дальнейшем вам могут помочь новые знания? (Ответы детей : на уроках рисования в школе).
- Спасибо вам, ребята! До свидания!