Наталия Пелипенко
НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида «Дифференциация звуков [Б]-[П] и [Д]-[Т]»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида
«Дифференциация звуков "Б-П и Д-Т"
Цель: упражнять детей в дифференциации звуков [т], [д] и [б], [п] по глухости-звонкости, мягкости-твердости на слух в словах, словосочетаниях и предложениях. Развивать слуховое и фонематическое восприятие посредством упражнений по звуковому анализу и синтезу.
Публикация «НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида „Дифференциация звуков [Б]-[П] и [Д]-[Т]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Развивать грамматический строй речи через упражнения согласования прилагательных и существительных.
Материал: гномы Том и Тим, карточки – схемы, д / и «Сундуки», предметные картинки, мяч.
Словарь: звук, согласный, твердый, мягкий, слог
Ход:
-Сегодня мы будем путешествовать, поэтому давайте соберем вещи, которые понадобятся нам в пути (чемодан, билет, одежда, телефон, деньги, бутерброд, карта) – Какие звуки мы находили в словах? (звуки Д – Т, Д ’ – Т ’). Анализ слов: наличие звуков д – т в словах, место звука (начало, середина, конец).
- Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию. Мы с вами будем путешествовать на наземном пассажирском транспорте, в названии которого есть звуки [Т] или [Д]. Назовите транспорт, который нам понадобится (автобус, трамвай, автомобиль, поезд).
– Первый вид транспорта, на котором мы будем путешествовать, это поезд. Давайте, представим, что мы едем на паровозе.
Физкультминутка «Паровозик».
Едет, едет паровозик: Вращаем обеими руками поочерёдно в локтевом суставе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» под счёт 2 раза;
По домам ребят развозит: повторить движение «паровозик»;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо сосен и рябинок: «паровозик», ускоряем темп;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо ё лок и осинок: «паровозик» в быстром темпе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, быстрый темп;
Остановка на лужайке: медленно развести руки в стороны, потянуться;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, замедляем темп;
Мы, попрыгаем, как зайки: руки на поясе, прыжки на двух ногах;
Раз-два-три, раз-два-три. прыжки поочерёдно на левой-правой ноге;
Поиграем, порезвимся прыжки с поворотами влево-вправо;
И в автобус мы садимся. маршируем на месте.
– Чтобы вам было не скучно путешествовать, предлагаю поиграть в игру «Доскажи слово» : я буду читать вам предложения, а вы должны назвать последнее слово, которое подходит по смыслу. Слова- картинки находятся на доске.
Назовем мы книжку… (том).- Для жилья построим… (дом).
Вот тележка, это… (тачка).- Дом в саду зовется… (дачка).
По реке плывут… (плоты).- Зреют на ветвях… (плоды).
-Приехали! Пересаживаемся в автобус! У вас у каждого есть билет. На билете слово-картинка. Определите, сколько слогов в этом слове.
-Молодцы! В поездке у нас всегда есть попутчики. Это наши старые знакомые гномы Том и Тим. Давайте с ними побеседуем:
Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»
– Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)
– Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)
– А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)
– Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)
– Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)
– Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)
– Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)
– А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).
- Том и Тим принесли нам буквы Б и П. Какие звуки могут означать эти буквы?
-Гномы очень любят игру «Скажи наоборот» : Тим говорит мягкий слог. А Том превращает его в твердый слог. Давайте поиграем с ними.
ПЯ-ПА БЯ-БА ПЕ-ПЭ БЕ-БЭ ПИ-ПЫ БИ –БЫ ПО-ПЁ БО-БЁ
ПУ-ПЮ БУ-БЮ.
- Слова складываются в предложения. Но из перепутанных слов получаются перепутанные предложения. Давайте исправим ошибки гномов:
Паутина плетёт паука. Бутон сидит на пчеле.
На папку поставили полку. Ботинки купили брата
Физминутка «Чудовище»
Живет в пещере чудовище. Хранит своё сокровище.
У чудовища – длинный хвостище. Крепкие у него лапищи.
Кривые на лапищах когтищи. Остры у него зубищи.
Черны у него глазищи!
Да ты не бойся, малышка! Чудовище это - мышка!
Пещера – мышкина норка, а сокровище – хлебная корка!
- Вот гномы хранят свои сокровища в сундуках. Давайте поможем разложить в сундуки предметы. Смотрите внимательно: один замок на сундуке - кладем слово предмет из одного слога, два замка - кладем слово предмет из двух слогов, три замка - кладем слово предмет из трех слогов.
- Гномы знают много игр и предлагают нам ещё одну интересную игру «Запомни и повтори». Послушайте 2 слова, которые я сейчас назову, запомните и повторите, только то слово, в котором есть звук [Б].
Бочка – почка патрон – батон набор – напор блок – плот купол – кубок
-А теперь послушайте 2 слова и назовите только слово с звуком [П]
Пар – бар пыль – быль пух – бух порт – борт пашня – башня плеск – блеск
– Вот путешествие наше и закончилось. Итак, что мы сегодня делали на занятии? Какие звуки учились выделять из слогов и слов?