Юлия Гаврюшина
НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 7. Цифра 7»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №142»
Саратов, ул. Ламповая, 4А
НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе по теме: «Число 7. Цифра 7.»
Воспитатель Гаврюшина Ю. В.
Программное содержание: закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знание состава числа 7 из единиц, числового ряда от 1 до 7; продолжать учить детей пользоваться приёмами присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц с помощью числового отрезка (и линейки); упражнять в умении вычислять примеры на сложение и вычитание в пределах 7 удобным для них способом, подбирать цвет в соответствии с результатами вычислений, пользуясь таблицей; развивать внимание, выдержку; формировать правильную осанку, привычку делать упражнения для глаз и физминутку.
Публикация «НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Число 7, Цифра 7“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Словарь: активизировать в речи детей порядковые числительные от 1 до7, наречия вправо, влево, количественные числительные от 1 до7.
Материал и оборудование к занятию.
Демонстрационный: фланелеграф, наборное полотно; изображения животных для фланелеграфа: белки, зайца, мыши, ежа, лягушки, лисы, медведя, волка; орехов – 7 шт. ; цифры: «1» - 7 шт., «7» - 1 шт., знаки: «+» - 6 шт., «=» - 1 шт. ; дидактические игры: «Числовые прятки», «Путешествие человечка по линейке»; числовой ряд с цветовым обозначением каждой цифры (к д/и «У каждой цифры и числа 10 свой цвет», схематическое изображение поз человека для физминутки (д/и «Замри» по книге Венгера «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»)
Раздаточный: простые карандаши, деревянные линейки, д\и «Цепочки», д/и «У каждой цифры и числа 10 свой цвет» (с примерами в пределах 7. «вертолет»)
Индивидуальная работа:
воспитывать выдержку и дисциплинированность у Леши К., активизировать на занятии малоактивных детей: Владика И., Максима С., Настю М., Женю П. с помощью дидактических игр.
Предшествующая работа:
Знакомство с цифрой и числом 7 на предыдущем занятии, знакомство с д/и «Цепочки» на демонстрационном материале, использование д/и «У каждой цифры и числа 10 свой цвет» индивидуально с Лерой Г., Настей С., Полиной Ч., Владиком И, Максимом С., Женей П., Настей М. в пределах 7 («ворота», применение игры «Путешествие человечка по линейке» на занятиях при знакомстве с числом и цифрой 6.
Организация детей на занятие (психогимнастика)
Перед занятием предлагаю детям поиграть в игру «Слушай хлопки» Цель игры: развивать активное внимание. Объясняю детям, что когда я хлопну в ладоши 1 раз, они должны принять позу «аиста», 2 – «лягушки», 3 – выполнить ходьбу на месте. Начинаю игру с ходьбы.
Ход занятия
I часть.
1. Дети сидят за столами. Рассказываю детям, как на осенней лесной полянке собрались звери. Предлагаю послушать, о чем они говорили. Заяц предлагал зверям помочь больной белочке сделать запас орехов к зиме. Звери согласились помочь ей. Затем предлагаю детям по мере прихода зверей, отмечать каким по счету кто пришел, сколько принес орехов.
Рассказываю:
Сначала с орехом пришел Заяц. Спрашиваю: каким по счету он пришел? (первым) Сколько принес орехов? (один)
Так проговариваем с каждым посетителем и выставляем на наборном полотне
1+1+1+1+1+1+1= (подвожу итог: звери приходили по ореху приносили)
Затем спрашиваю детей:
Кто может, не считая, сказать, сколько орехов принесли белке звери?
Предлагаю обосновать ответ.
Выставляю цифру 7 на наборном полотне.
Подводим итог:
Звери приходили по 1: 1+1+1+1+1+1+1 всего 7, приносили по 1 ореху:1+1+1+1+1+1+1 всего 7, значит 7 – это 1,1,1,1,1,1 и 1.
Предлагаю детям научить зверей делать гимнастику для глаз.
Мини-физминутка:
№ п/п Исходное положение Выполнение Кол-во повторов
1 стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу 1 – отклонить голову назад,
2 – наклонить голову вперёд,
3 – движение глаз вверх,
4 – движение глаз вниз (повторить два раза) 2
2 стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу 1 – поворот голвы вправо,
2 – поворот головы влево,
3 – движение глаз вправо,
4 – движение глаз влево 2
3 стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу 1 – вытянуть правую руку вперед, круговое вращение по часовой стрелке, исходное положение
2 – движение глаз: вращение по часовой стрелке,
3 – вытянуть левую руку вперед, круговое вращение против часовой стрелки, исходное положение
4 – движение глаз: вращение против часовой стрелки 2
4 Ноги слегка расставлены, руки к плечам 1 – локти вперед, голову опустить вниз,
2 – исходное положение,
3 – посмотреть на кончик носа,
4 – глаза в исходное положение 2
2. Предлагаю детям сесть на места и обращаю внимание на осанку. Затем предлагаю поиграть в игру «Числовые прятки». В числовом ряду поочередно закрываю числа (в пределах 7). Активирую на занятии мало активных детей.
3. Предлагаю детям игру «Цепочки». Спрашиваю детей, догадались ли они, что здесь нужно сделать. Обговариваем задание, и предлагаю детям самостоятельно его выполнить. Помогаю затрудняющимся детям. Обращаю их внимание на порядок чисел в числовом ряду.
Физминутка.
Игра малоподвижная «Затейники» с элементом игры Венгера «Замри» (использование схематического изображения поз человека).
II часть.
1. Предлагаю детям поиграть в игру «Путешествие человечка по линейке».
Показываю первую карточку:
Задаю детям вопросы:
От какой цифры пойдёт человечек? (4) Отмечаем красной точкой (ставлю точку)
Вправо или влево? (вправо)
Почему? (т. к. знак «+»)
Обращаю внимание детей на дополнительные правила: красный человечек идёт вправо, синий – влево.
Какой человечек пойдёт от цифры 4? (красный)
На сколько шагов красный человечек пойдёт вправо? (на 3 шага)
К какой цифре он пришёл? (7)
Предлагаю сделать вывод: 4+3=7
Аналогично обговариваем решение карточки:
Показываю следующую карточку:
Предлагаю детям рассказать, какой человечек, в какую сторону пойдёт и на сколько шагов, объяснить почему. Добиваюсь точных ответов.
Аналогично обговариваем решение карточки:
2. Обращаю внимание детей на то, что у них на столах то же есть числовые отрезки. Что это? (линейки) Нацеливаю детей на то, что линейки могут помочь одержать победу в следующей игре «У каждой цифры и числа 10 свой цвет»
Обращаю внимание детей на то, что у них на столах лежат карточки с изображение вертолёта. Его окна похожи на карточки в предыдущей игре. Но здесь есть отличие: вычислив пример в окошке вертолёта, нужно по числовому ряду (в табличке) определить какому цвету соответствует результат. Например, в игре «Путешествие человечка по линейке» последняя карточка у нас 7-3, где результат 4. Смотрим табличку: какому цвету соответствует цифра 4? (коричневому). Закрываем окошко 7-3 коричневым квадратом и т. д. При вычислении можете пользоваться линейкой, считать в уме, по пальцам: кому как удобнее. Можете пользоваться числовым отрезком предыдущей игры. Нацеливаю детей на правильное выполнение задания, иначе победа не засчитывается. Победитель на хвост вертолёта будет наклеена «золотая» звезда. В ходе выполнения игры наклеиваю детям, правильно выполнившим задание, «золотые звёзды».
Итог
Предлагаю детям сказать, чем мы занимались на занятии, что больше всего понравилось, чему новому научились. Детям, не получившим «золотой» звезды, предлагаю «завоевать» её в игре вне занятий.
Список используемой литературы:
1. Венгер Л. А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Москва: Просвещение, 1989.
2. Машин Л. и Мадышева Е. «Развивающие игры. Загадочные истории», Харьков: Фолио, 1997.
3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Математика для детей 5-6 и 6-7 лет. "Раз - ступенька, два - ступенька". В 2-ух частях. Ювента, 2006.