Наталья Грибцова
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет до четырех, число и цифра 4»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: СЧЕТ ДО ЧЕТЫРЕХ, ЧИСЛО И ЦИФРА 4.
Цель:
1) сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех, соотносить цифру 4 с количеством;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в средней группе „Счет до четырех, число и цифра 4“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: изображение домов, цифрами 1-4.
Раздаточный: карточки с изображением 1 кошки,2 собачки, 3зайчика,4 лисички, по 4 полоски разных цветов.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, вы видели, как строятся новые дома?
- Для чего строятся новые дома?
- Наши друзья животные построили много новых домов и просят помочь их расселить. Хотите? (Да).
- А сможете?
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Новоселье».
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о числе 3;
2) закрепить умение считать в пределах трех; закрепление цвета;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.
Дети присаживаются за столы. На столе лежат листы с домиками и карточки с изображением зверей разного количества. Кошка одна, собаки две, лисички три.
- Давайте расселим зверей в домики, но в домике должны жить звери одного вида.
- Какого цвета крыша у домика, где живет кошка? (синего).
- Сколько кошечек поселилось в домике? (Одна).
- Какого цвета крыша у домика, где живет собачка? (красного).
- Сколько собачек поселилось в домике? (две).
- Какого цвета крыша у домика, где живет лисичка? (желтого).
- Сколько лисичек поселилось в домике? (три).
3. Затруднение в игровой ситуации,
3.1. Игра «Цифры» .
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счета до четырех;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель говорит, что животные хотят, чтоб на крыше было написано, сколько жителей там живет. На столе карточки с изображением чисел 1,2,3.
Предлагается детям расставить карточки с цифрой на крышу дома, карточка должна соответствовать количеству жителей в домике.
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого зверя: один, два, три и расставляют соответствующие цифры на крыши.
Воспитатель предлагает построить еще один домик для белочек, потому что белочки остались без домика, а затем разместить белочек в домик.
- Сколько белочек разместилось в домике?
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждой белочки: одна, две, три…. После этот некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счета до четырех.
Возникает затруднение - как правильно сосчитать дальше?
- Смогли вы сосчитать белочек? (Нет).
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как считать дальше). 4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Новоселье у белочек».
Дидактические задачи:
1) закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе четыре, уметь считать до четырех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих их четырех предметов;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество белочек? (Надо узнать, как считать дальше).
- Кто знает, какое число следует при счете за числом три?
Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Как правило, многие дети уже умеют считать до 4, поэтому большинство из них назовут число
4. Воспитатель хвалит детей:
- Молодцы! Вы очень помогли белочкам!
Затем он просит всех детей посчитать до четырех. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными; одна белочка, две белочки, три белочки, четыре белочки.
Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать - «спросить у того, кто знает». Затем дети должны обратиться с вопросом к воспитателю, который рассказывает им, что при счете за числом 3 идет число 4.
Воспитатель подводит итог: при счете после 3 идет 4.
Сколько домов у нас получилось?
- Как получилось 4 дома? (Было 3, добавили еще один, и получилось 4)
5. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель кладет на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 5 и карточки с цифрой 4 по количеству детей.
Воспитатель говорит детям о том, что белочкам тоже надо поставить соответствующую цифру на крышу.
- Выберите на столе карточку, которую надо разместить на крыше.
Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 4.
Детям предоставляется самостоятельность. Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 4, воспитатель задает детям вопросы:
- Смогли вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.)
Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записывается число четыре).
6. Преодоление затруднения.
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с цифрой 4, сформировать у них умение распознавать цифру 4 среди других цифр и соотносить ее с количеством;
2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо у кого- либо спросить.)
После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 4.
Воспитатель делает вывод: число четыре записывается с помощью цифры 4.
Дети выбирают нужную карточку на столе и кладут ее на крышу дома белочек.
7. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) организовать активный отдых детей, тренировать мыслительные операции.
- Ребята, у наших зверят сегодня новоселье, ведь они заселились в новые домики. На новоселье принято радоваться, танцевать. Давайте с вами потанцуем.
Воспитатель включает музыку, дети танцуют.
7.1. Игра «Сложи тропинку».
тренировать мыслительные операции.
На столе лежат по 4 полоски разных цветов.
Воспитатель говорит, что звери были бы очень рады, если бы мы сделали тропинки к каждому домику? В каждой тропинке должно быть четыре полоски.
Дети считают полоски и выкладывают их возле каждого дома. Полоски могут чередоваться из двух цветов.
8. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому мы помогли? Что интересного сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь зверятам поселиться в домиках. На крышу каждого домика разместили цифру, соответствующую числу, проживаемых в нем зверят, потому что научились считать до четырех и узнали, как записывается это число.