Екатерина Григорьева
НОД по ФЭМП в старшей группе «Космическое путешествие. Множество, соотношение двух множеств, количество, число»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Космическое путешествие»
Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления, через расширение знаний о космосе.
Задачи:
- Расширять представления о космосе.
- Формировать понятия: множество, соотношение двух множеств, количество, число.
- Выявить уровень умения детей называть цвета и геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник).
Публикация «НОД по ФЭМП в старшей группе „Космическое путешествие, Множество, соотношение двух множеств, количество, число“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Множества
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 2. Состав числа два, счёт до двух
- Темочки
- Формировать у детей понимание того, что количество предметов не зависит от их размера и направления счета (справа налево, слева направо).
- Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10 и отсчитывать заданное число предметов из множества (в пределах 10).
Предварительная работа: беседы о космосе, дид. /игры с цифрами, геометрическими фигурами, счет в прямом и обратном порядке до 10.
Материалы: Ноутбук, проектор, презентация, карточки с цифрами и геометрическими фигурами, индивидуальные задания, набор геометрических фигур, звезды, модель ракеты, карта Солнечной системы.
Словарная работа: «космическое яйцо», галактика, Солнечная система, созвездие, космодром, летательный аппарат, планета,, вращение вокруг своей оси.
Оборудование: демонстрационный - игрушка –яйцо, овал, шарик, чёрный фломастер, солнце, кометы, шапочки Солнца, Земли, кружки с цифрами 1-10 ,картинка звёздного неба с обозначением созвездий,, карточки с геометрическими фигурами.
Раздаточный – геометрические фигуры.
Ход НОД : Организационный момент: дети встают полукругом и здороваются друг с другом.
Эй друг не зевай быстро руку мне давай
Круг сомкнулся, ну дела получился хоть куда
Здравствуй, небо (Руки поднять вверх)
Здравствуй, солнце (Описать руками круг)
Здравствуй воздух и вода (Покачать руками в сторону и показать руками вниз)
Здравствуй вся наша Земля (Взяться за руки и поднять руки вверх).
А теперь ребята давайте улыбнемся друг другу.
Молодцы,а теперь я предлагаю пройти на стульчики.
Сели на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Это хорошо, ведь сегодня у нас необычное занятие, а я хочу предложить вам отправиться в космос. Но сначала расскажите мне, что вы знаете о космосе? (ответы детей). Молодцы! - А вот что я знаю про космос. Давно - давно жил на свете учёный- астроном Джордж Ламетра, он долго думал и предположил, что 15 мил. лет тому назад Вселенная была маленькая и плотная, похожая по форме на эту фигуру (показывает овал). На какую геометрическую фигуры была похожа вселенная? Правильно. И астроном назвал это состояние «космическое яйцо». - Но, потом случился большой взрыв и «космическое яйцо» разлетелось на мелкие кусочки и из этих кусочков получились разные галактики. Сейчас я вам покажу, как эти галактики разлетались по вселенной. (опыт с воздушным шариком «создай Вселенную») заранее на шарике фломастером рисуются множество галактик и значки. шар надувается.)
Так образовалась наша галактика под названием «Солнечная система».
Ребята, а вы хотели бы узнать больше интересного о космосе? (ответы детей) Сюрпризный момент, приходит Умка, просит детей помочь ему побывать в космосе.
Ребята поможем медвежонку побывать в космосе? Хорошо, тогда предлагаю вам туда отправиться, а на чем бы вы хотели туда попасть (ответы детей)
Ребята, а вы знаете от куда взлетают ракеты, как называется это место? (нет) (слайд)
Это место называется космодром. Космодром - территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос (рассказ про космодром)
А на чем же мы будем путешествовать?
Дети: На ракете.
Физминутка: «Ракеты»
Ждут нас быстрые ракеты (поднимание рук через стороны вверх)
Для прогулок по планетам. (ходьба на месте с высоким подниманием колен)
На какую захотим, на такую полетим. (наклоны туловищи влево,вправо)
Но у нас один секрет –(показать секрет-указ. палец прижать к губам)
Опоздавшим места нет (развести руки в стороны)
(Заранее воспитатель раскладывает листы бумаги с геометрическими фигурами определенных цветов по количеству детей в виде ракеты в удобном месте группы.)
Воспитатель: Ракета у нас необычная, математическая. Ребята на столе лежат билеты на космическую ракету,выберите себе понравившийся билет. На каждом билете нарисована геометрическая фигура. Назвать выбранную геометрическую фигуру, ее цвет и занимайте место в ракете, где нарисована такая же геометрическая фигура. (по очереди выполняют задание)
Воспитатель: Все заняли свои места? (да) (дети сидят на стульях)Пристегнуть ремни!Завести мотор!Ракета к вылету готова?
Дети (Да)
Начинаем обратный отсчет! 10,9,8,7… 1. Пуск!
(дети встают в полукругом) (видео взлет ракеты)
- Ребята,предлагаю вам посмотреть фильм о космосе. Будьте внимательны, чтобы потом рассказать что вам понравится. (просмотр видео о солнечной системе)
Воспитатель: Ребята понравился вам фильм? О чем говорилось в этом фильме? Что можно встретить в космосе? А все ли планеты одинаковые? Чем они отличаются (цвет,размер)Чем похожи? (формой-круглые,похожи на шар) Молодцы.
Воспитатель:Ребята посмотрите, Это Солнечная система. На картинке находятся все ее планеты, и все вращаются вокруг Солнца (указать Солнце на картинке).
Воспитатель: ребята, сколько планет в солнечной системе? Давайте сосчитаем. (вызвать ребенка)
Воспитатель: ты считал слева направо, у тебя получилось 8. А если мы посчитаем справа налево? (вызвать ребенка)
Воспитатель: опять 8, а если мы будем считать от маленькой к большой? (вызвать ребенка)
Воспитатель: снова 8. Получается, количество планет в солнечной системе не зависит от того как мы считаем, главное, не пропустить ни одной и не посчитать дважды.
Ребята а давайте поиграем. (дети садятся на стулья)
(П/игра) «Космостарт»
Ход ИГРЫ:
Дети располагаются на одной стороне площадки, возле них — пустые корзинки. На другой стороне находится корзинки с «метеоритами» (мячами). Дети бегут одновременно каждый к своей корзинке берут «метеорит», зажимают его между ног и возвращаются, обратно прыгая, кладут его в свою корзинку, затем снова бегут за другими «метеоритом». Игра продолжается до тех пор, пока не перенесут все «метеориты». Кто сделает это раньше, тот и выиграл.
(дети садятся на стулья)
Ребята,каждая планета солнечной системе имеет свою орбиту – дорожку, по которой вращается вокруг Солнца. Давайте вспомним, какую мы с вами строили модель вращения Земли вокруг Солнца. (2 ребёнка по желанию изображают Солнце и Землю. Земля делает оборот вокруг Солнца за один год и поэтому происходит смена времён года. Какие времена года вы знаете? (ответы детей) Одновременно Земля вертится вокруг своей оси и происходит смена частей суток день- ночь, а ещё какие времена суток вы знаете? (вечер, утро).
-Люди объединили, сутки в дни недели, как вы думаете, для чего? (версии детей)
-Так удобно жить, планировать дела, договариваться друг с другом. Дням дали названия. Какие дни недели вы знаете? (ответы детей)
- Сколько дней в недели?
- Какой сегодня день?
-Какой будет завтра?
Воспитатель. Хорошо!молодцы, Я предлагаю вам немного размяться.
Игра-физминутка “Неделя”
В понедельник я купался (изображаем плавание)
А во вторник- рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щёку-засыпают)
(дети садятся на стулья)
Воспитатель: Посмотрите сколько звезд во вселенной. (заставка на экране звезд в космосе)
Все их мы пересчитать не сможем. На самом деле чисел также много как звезд.
Некоторые звездочки дружат друг с другом и образовывают созвездия.
(предложить детям собрать созвездия на столах) Игра с пазлами
Игра «Новое созвездие»
(на ватмане заготовлено «созвездие» с недостающими звездами.
Звездочки с нарисованными на них числами от 1 до 10.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, одно созвездие без нескольких звездочек, они наверно, захотели с вами поиграть. А вы хотите поиграть со звездочками? Тогда выберите любую понравившуюся вам звездочку.
Дети поднимают звездочки. Давайте поиграем. Все звезды пронумерованы (1- 10). По сигналу вы должны построиться по прядку и назвать число своей звездочки.
По сигналу воспитателя: «звезды! Встаньте по порядку!» - дети строятся по порядку в шеренгу, называя свой порядковый номер.
Воспитатель: а теперь нужно звездочки поставить на свои места в созвездие. Ставьте их по очереди, называя порядок: первая, вторая… 10
Дети выполняют задание.
А теперь посмотрите каждая звездочка имеет соседа. Давайте назовем соседей звезд,те числа которые стоят на звездочках. Например звезда 3 (опрос детей)
Ребята а давайте выложим свое созвездие и придумаем ему название. (№созвездие дружба»)
Ребята наш полет подходит к концу. Пора возвращаться на нашу родную планету (садятся на стулья полукругом)
-В какой галактике находиться наша планета? (В солнечной)
- А как называется наша планета? (Земля)
-И в какой стране на Земле приземлится наша ракета (В России)
-А как называется наш город, куда мы приземлимся (Саратов)
Можно отправляться домой
Приготовимся к посадке. (Счет от одного до 10 - звуковой сигнал приземления)
- Вот мы и приземлились. Понравилось вам наше путешествие? А что было сложным для вас? (ответы детей) Что было легким для вас (ответы детей)
Умка а тебе нравится наш полет в космос? (Умка благодарит детей,ему все понравилось и он дарит подарки конфеты или т. п.)
Спасибо вам большое, мне тоже понравилось с вами путешествовать.
До свидания!