Ольга Студенихина
НОД по ФЭМП «В гостях у сказки» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
конспект
непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП
в подготовительной к школе группе
«В гостях у сказки»
(ознакомление с площадью фигур)
2018 г.
Тема НОД: «В гостях у сказки» (ознакомление с площадью фигур).
Цель НОД: формирование представления о площади фигур через интеграцию различных видов детской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о площади фигур;
Публикация «НОД по ФЭМП „В гостях у сказки“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
- сформировать умение сравнивать площади фигур методом наложения и с помощью условной мерки;
- закрепить вычислительные навыки в пределах 8;
- закрепить состав числа 8.
Развивающие:
- развивать память, образное и вариативное мышление, познавательный интерес;
- развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями;
- активизировать словарь математическими терминами и понятиями (площадь, наложение);
- развивать внимание;
- развивать навыки само- и взаимоконтроля;
- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
- развивать интерес к двигательной активности с музыкальным сопровождением;
- развивать интерес к творчеству писателя А. Н. Толстого.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в работе;
- воспитывать умение, работая в коллективе, решать общие задачи;
- воспитывать желание заботиться о своём здоровье и активно применять принципы и методы ЗОЖ в игровой деятельности и повседневной жизни.
Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) : познавательное.
Тип НОД: формирование новых знаний.
Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) :
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- развита крупная и мелкая моторика; подвижен, владеет основными движениями;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
Форма проведения НОД: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Методы и приё мы:
- словесный, наглядный, игровой, ТРИЗ, эмоциональный, познавательный, социальный, самоконтроля, взаимоконтроля, парного контроля, проблемно-поисковый, познавательный, эвристический (метод открытий);
- логические рассуждения, рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдение, продуктивная деятельность, разъяснения, пояснения, инструктаж, дискуссия, ситуации столкновения мнений, ситуации занимательности и новизны, поощрение, создание ситуации успеха, выполнение заданий на смекалку, побуждение к поиску альтернативных решений.
Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная, ТРИЗ (частично, здоровьесьеберегающая, развивающего обучения, исследовательская (частично, портфолио.
Предварительная работа: знакомство с творчеством писателя А. Н. Толстого посредством чтения произведения «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: авторская мультимедийная презентация; проектор, компьютер, экран, музыкальное сопровождение НОД на электронном носителе (музыка А. Рыбникова из к/ф «Приключения Буратино», песня «Автобус» Е. Железновой); магнитофон; картонные ключики разного цвета и размера на отдельном столе; крупные цифры 1-8, прикреплённые к подушкам – думочкам, лежащим на ковре; ширма «В гостях у сказки»; атрибуты восьми персонажей сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; золотой ключик.
Раздаточный: рабочие тетради Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2»; простые и цветные карандаши; «математические билеты» - картонные карточки с примерами на сложение и вычитание в пределах 8; резиновые тренажёры для рук.
Группа : подготовительная.
Количество участников: 16 (по 8 в каждой подгруппе).
Время реализации: 30 минут.
Место реализации: музыкально-спортивный зал.
№ п/п Этап Содержание Оборудование
1. Психологического настроя,
0,5 мин. Педагог с воспитанниками заходит в зал, останавливается на ковре. Обращаясь к воспитанникам:
- Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуйте, мои друзья,
Всех вас рада видеть я! [8] проектор,
компьютер,
экран,
презентация
2. Вводно-организационный,
1,5 мин. - Ребята, мы с вами очень часто путешествуем по увлекательной стране Математике. И сегодня нас ждёт Город Сказок, где на площади имени писателя А. Н. Толстого мы встретимся с героями его сказки(«Золотой Ключик, или Приключения Буратино»).
До города мы поедем на поезде, а потом до площади ещё и на автобусе. Но, чтобы попасть на поезд, вам нужно получить математический билет, решить его и сесть на ковре около той цифры, которая получится в ответе. Запомните свою цифру, она вам пригодится в течение всего сегодняшнего путешествия. (Воспитанники вытягивают билеты с примерами, решают их и занимают свои места на подушках – думочках с соответствующими цифрами; педагог собирает билеты). карточки-билеты с примерами на сложение и вычитание в пределах 8,
подушки -думочки на ковре с цифрами 1-8
3. Основной,
26 мин.
3.1 Закрепление знаний о составе числа 8,
5 мин.
- Вот и наш состав. У каждого поезда должен быть свой номер. Интересно, какой же номер у нашего поезда? Сейчас я загадаю число от 1 до 10, а вы с помощью наводящих вопросов попробуете его отгадать. Это число и будет номером нашего поезда (с помощью технологии ТРИЗ, воспитанники определяют, что номер поезда - 8). [5].
- Цифра 8 показывает, что в каждом вагоне должно ехать по 8 пассажиров, а в нашем поезде вагончики не заполнены. Давайте подскажем, сколько пассажиров нужно подсадить в каждый вагончик, чтобы их стало 8. (Воспитанники выполняют задание, из паровоза начинает идти дым).
- Внимание! Наш поезд трогается! А пока он будет в пути, мы закрепим, как же можно получить число 8, поиграв в математическую игру в наших тетрадях. Прошу всех сесть на свои стульчики и открыть тетрадь по закладке, ведь игра вас ждёт именно там. (Воспитанники садятся, а педагог закрывает изображение поезда на экране).
Не забывайте правило:
Чтоб уметь писать красиво, надо правильно сидеть,
На пол ровно ножки ставить, головою не вертеть!
Проверь рукою расстоянье от парты до своей груди,
Склони головку чуть-чуть набок, тетрадку верно положи! [9].
(задание № 5, стр. 45). [3].
- Найдите поезд, обведённый в красную рамочку. На нём тоже нарисовано 8 точек. Заселите вагончики нужными цифрами так, чтобы в каждом получилось число 8. (Воспитанники выполняют задание; педагог открывает изображение поезда).
- А теперь, глядя на наш поезд, проверьте, не нарушил ли кто правила игры. Если вы правила не нарушили, поставьте около вашего поезда «+», а если ошиблись, «- «(самоконтроль). проектор,
компьютер,
экран,
презентация,
рабочие тетради по математике
Л. Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2»,
простые карандаши, цветные карандаши
3.2 Физминутка,
2 мин.
Наш поезд прибыл на вокзал, мы пересаживаемся в автобус, который довезёт нас до площади имени А. Н. Толстого. Становитесь на ковёр в кружок, мы отправляемся в путь! (Имитация движений по тексту песни «Автобус», муз. Е. Железновой; далее воспитанники садятся на ковёр возле своей цифры). [7]. магнитофон, флэшка с записью песни Е. Железновой «Автобус»
3.3 Формирование представления о площади фигур,
3 мин.
Вот мы и добрались до площади!
- Знаком ли вам этот деревянный человечек? (Это Буратино).
- А эта девочка с голубыми волосами? (Это Мальвина).
- У них сегодня проходит урок математики, Мальвина учит Буратино красиво писать цифру 8, но, о, ужас, на его листе бумаги появляются две кляксы – одна синяя, а другая - красная.
- Как вы думаете, какая клякса занимает больше места на листе бумаги? (Синяя клякса занимает больше места на листе бумаги).
- А как можно это проверить? (Надо наложить красную кляксу на синюю).
- Этот способ называется способом наложения, он вам уже известен и лежит в вашем математическом портфолио. Действительно, вы правы, красная клякса стала частью синей, значит, она меньше.
- Послушайте внимательно, что вам скажет умница Мальвина: «Свойство фигуры, которое показывает, сколько места она занимает на листе, называется «площадью». Смотрите, как интересно, прямо как площадь имени А. Н. Толстого!
- Повторите хором это слово – «площадь». (Хором и индивидуально).
- А теперь ответьте мне правильным математическим языком: «Площадь какой кляксы больше? Меньше?» (Площадь синей кляксы больше, площадь красной кляксы меньше). проектор,
компьютер,
экран,
презентация,
подушки – думочки на ковре
3.4 Практическая работа по сравнению площади фигур способом наложения,
2 мин. - Давайте попробуем способом наложения сравнить площади других фигур. Мальчики остаются на местах, они будут контролёрами, девочки подходят к столу, берут два ключика любого цвета, накладывают их друг на друга, определяют, площадь какого ключика больше, а какого меньше, рассказывают об этом мальчикам, а мальчики проверяют правильность выполнения. Потом контролёрами будут девочки (например, «Площадь красного ключика больше, площадь зелёного ключика меньше» Взаимоконтроль). картонные ключики разных цветов и размеров
3.5 Точечный массаж,
1 мин. - А перед тем, как поиграть ещё в одну математическую игру, мы сделаем точечный массаж, чтобы хорошо мыслить. Тщательно массируем те точки, на которые я буду показывать.
* Здесь живёт Хмурилка (массаж переносицы);
* Здесь живёт Дразнилка (массаж крыльев носа);
* Здесь живёт Смешилка (массаж подбородка);
* Здесь живёт Страшидка (массаж мочек ушей);
* Это носик - Бибка (массаж кончика носа,
* Где твоя улыбка? (массаж уголков рта). [11].
3.6 Сравнение площади четырёхугольников способом наложения (усложнение,
4 мин.
- Мальвина написала письмо героям нашей сказки, в котором рассказала, какие подарки она им приготовила, и положила письмо вот в этот конверт. «Посчитай, Буратино, - попросила Мальвина, - сколько всего четырёхугольников в моём конверте?» Буратино сразу ответил, что 2. Вы с ним согласны? (Нет, не согласны). Тогда посчитайте сами (Выслушиваются все мнения, в итоге приходят к общему, что в конверте 6 четырёхугольников).
- А теперь помогите Буратино среди всех шести четырёхугольников найти самый большой по площади? (Это сам конверт).
- Давайте проверим это способом наложения. (Посредством мультимедиа на большой конверт накладываются составляющие детали, и делается вывод о том, что все они являются частью самого конверта, следовательно, он самый большой четырёхугольник по площади). [2]. проектор,
компьютер,
экран,
презентация
3.7 Гимнастика для глаз,
2 мин.
- Перед тем, как узнать, о каких подарках написала в письме Мальвина, давайте сделаем гимнастику для глаз, потому что они у вас уже устали, а зрение нужно беречь. Сядьте поудобней и, не отрывая глаз, следите за двигающимися геометрическими фигурками. [10]. проектор,
компьютер,
экран,
презентация
3.8 Измерение площади фигур с помощью условной мерки,
2 мин. - Вскрываем конверт? Оказывается, Мальвина связала тёплые коврики для Пьеро, черепахи Тортиллы и пуделя Артемона, ведь на улице холодно, т. к. наступила… (зима). Давайте попробуем определить, чей коврик больше по площади. Сможем мы это сделать способом наложения, как делами с кляксами, ключиками и конвертом? (Нет, потому что коврики разные по длине и ширине). Как нам решить эту проблему?
(Выслушиваются все мнения детей, в итоге делается вывод: каждый коврик состоит из квадратиков, и если мы их сосчитаем, то по их количеству узнаем, площадь какого коврика больше). Главное условие – квадратики должны быть одинаковые по размеру. Этот способ измерения площади называется «измерение с помощью условной мерки». (Дети определяют, что самая большая площадь у коврика Пьеро, а самая маленькая – у коврика Тортиллы). [2].
- Ребята, это новый способ измерения фигур, и его пока нет в вашем математическом портфолио. В портфолио уже хранятся карточки по измерению размера, длины и ширины фигур способами наложения и приложения, которые вы сделали на аппликации. А сегодня я вам раздам вот такие готовые математические коврики, которыми вы тоже пополните своё портфолио. Они будут напоминать о способе измерения фигур с помощью условной мерки.
- А сейчас эти коврики помогут вам справиться с другой математической игрой. проектор,
компьютер,
экран,
презентация,
картонные коврики, разделённые на квадратики – «условные мерки»
(по количеству детей)
для пополнения портфолио
3.9 Пальчиковая гимнастика с помощью тренажёров.
Практическая работа по измерению площади фигур с помощью условной мерки в рабочих тетрадях,
5 мин.
(1 мин. + 4 мин.) Но сначала сядем за столы и сделаем гимнастику для пальчиков с помощью тренажёров.
* катание тренажёра по ладони продольными и круговыми движениями;
* катание тренажёра по тыльной стороне продольными и круговыми движениями;
* катание тренажёра по каждому пальцу от корней до кончиков;
* катание тренажёра по столу правой и левой рукой.
(задание № 2, стр. 44). [3].
В этой игре фигуры тоже состоят из одинаковых квадратиков. Вам нужно закрасить одним цветом фигуры, равные по площади так, как это показано на образце с зелёными фигурами. Я предлагаю вам взять простой карандаш, посчитать все квадратики в каждой фигуре, написать рядом с фигурой цифру, соответствующую площади, а потом закрасить одним цветом фигуры, у которых цифры будут совпадать.
- А теперь поменялись тетрадями со своим соседом и проверили, выполнил ли он правила игры. Если да, вы ставите ему «+», а если нет, то «-«(Парный контроль). резиновые тренажёры для рук,
рабочие тетради по математике Л. Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2»,
простые карандаши, цветные карандаши
4.0 Заключительный этап. Рефлексия.
2 мин. - Молодцы, выходите на ковёр.
- Понравилось ли вам в Городе Сказок?
- На площади имени какого писателя мы с вами сегодня побывали?
- С каким новым свойством помогли нам познакомиться герои его сказки? Что мы с вами научились измерять?
- Каким способом мы сравнивали площади клякс и ключиков? А площади ковриков?
- Чем вы пополнили сегодня своё математическое портфолио?
- Как вам может помочь в повседневной жизни новый математический коврик из портфолио?
- Кто-то из вас не понял материал? Кому было трудно?
- С кем нужно дополнительно поиграть в математические игры по измерению площади?
- Что вам понравилось в путешествии больше всего?
- Помог ли вам наш волшебный экран?
Если помог, то чем?
- В следующий раз нас ждёт не менее увлекательное приключение - мы будем работать с зеркалами и познакомимся с другими произведениями А. Н. Толстого, а сегодня Мальвина и я хотим сказать, что вы все большие молодцы!
* Вы все молодцы, вы все удальцы,
Про площадь никто не забудет!
И пусть на года любимой всегда
Для вас математика будет!
Она и серьёзна, она и трудна,
Но если чуть-чуть постараться,
То можно и в ней играть и шутить,
Смеяться и улыбаться! [авторское].
- Ребята, а хотите ненадолго сами превратиться в героев сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»? Тогда… «крекс – пекс – фекс!» (в руках у педагога появляется золотой ключик). Я ведь тоже немного волшебница… У меня есть своя потайная дверка. (Включается музыка А. Рыбникова из к/ф «Буратино», дети открывают ключиком «волшебную дверь» на ширме, достают костюмы героев и переодеваются в них. Непосредственно образовательная деятельность трансформируется в свободную театрализованную деятельность в группе). [7]. проектор,
компьютер,
экран,
презентация,
магнитофон,
флэшка с записью песни А. Рыбникова из к/ф «Приключения Буратино», золотой ключик, ширма,
костюмы героев сказки «Золотой ключик»