Екатерина Полякова
НОД по формированию фонематического восприятия в старшей группе для детей с ТНР «Репортаж о звуке [С]»
Методическая разработка индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Репортаж о звуке С»
(занятие разработала и провела учитель-логопед МДОБУ д/д №1 Е. В. Полякова)
Возраст воспитанников:
-старший дошкольный возраст (6-й, 7-й год жизни, в том числе с ОВЗ.
Виды деятельности:
коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Публикация «НОД по формированию фонематического восприятия в старшей группе для детей с ТНР „Репортаж о звуке [С]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Цель:
совершенствование предпосылок развития фонематического восприятия.
Задачи:
- способствовать развитию целенаправленности собственных действий;
- создавать условия для совершенствования мелкой моторики, познавательных действий, становления сознания;
– развивать мыслительные операции анализа, синтеза, способствовать выстраивать причинно-следственные связи;
– создавать условия для формирования осознанных решений;
– создавать условия для совершенствования звукового анализа слова, обучения грамоте.
1 этап: способствуем формированию у ребёнка внутренней мотивации к деятельности
Логопед включает камеру телефона и предлагает ребенку провести Прямой эфир из его кабинета.
На камеру : Здравствуйте, друзья!
Мы ведем прямой эфир из логопедического кабинета!
И сегодня в гостях у меня. (имя ребенка).
Здравствуйте… (имя ребенка! Все занятие обращаемся к ребенку на Вы.
Друзья, хочу сказать, что … (имя ребенка) пришел к нам не случайно!
Он пришел к нам, чтобы закрепить свои знания о звуке С!
… (имя ребенка, что Вы можете нам рассказать о звуке С? (он согласный, бывает твердым, мягким, глухой). Если ребенок затрудняется, напоминаем ему характеристику звука С.
Как же Вы правы!
Ну, а для Вас приготовлены необычные задания!
Приглашаю вас пройти к этому замечательному столу (логопед приглашает ребенка пройти к игровому столу с песком, в котором в произвольном порядке расставлены картинки с инопланетянами, которые будут предлагать ребенку задания со звуком С)
Отлично, приступим!
На протяжении всего занятия логопед не выключает камеру, ведется запись
(Прямой эфир).
2 этап: способствуем планированию ребенком его деятельности
У игрового стола:
… (имя ребенка) с какого задания Вы бы хотели начать? (ребенок сам выбирает последовательность выполнения заданий).
В случае затруднения можно воспользоваться считалочкой, выбрать задание закрытыми глазами, назвать любое число до 10 и посчитать, какое задание будет соответствовать этой цифре и т. п.
Прекрасное начало!
Приступим?
3 этап: способствуем реализации детского замысла
В какой последовательности будут выполнены задания ребенок решает сам по ходу занятия.
Ниже представлены примерные образцы заданий. Логопед подбирает задания соответственно уровню развития ребенка и поставленной цели и задачам.
На данном занятии дают задания- послания инопланетяне (каждому изображению соответствует задание, подобранное логопедом).
1. «Исправь предложения»
Послушай предложения, найди ошибки и исправь их.
Суп есть Соню.
Сосна сидит на сове.
Сапоги надели Саню.
На следах остался снег.
Кусок мяса кусает собаку.
На посуду поставили стол.
За лесом растет мост.
Бусы носят Соню.
Стол постелили на скатерть.
Астры посадили садовника.
2. «Составь звуковую схему»
Используя цветные карандаши, закрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твердые согласные звуки, зеленым цветом — мягкие согласные звуки, красным — гласные звуки.
С О М О С Ы
3. «Слово рассыпалось»
Посмотри на на картинки. В пустых клетках запиши их названия из рассыпанных букв.
С Ы У Ы К С О
4. «Расшифруй слова»
Помоги отгадать загадки. Составь слово из первых букв слов-названий картинок и запиши их.
С А Н К И
5. «Прочти послание»
На оборотной стороне карточки с изображением инопланетянина прочти слоги. Вместо точек вставляй звук С.
. Э
. У
. У
У.
Ю.
Е.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
После выполнения всех заданий.
Что было для Вас самым сложным?
Вы правы, это было непросто!
Что самым интересным?
Спасибо за Ваше мнение.
Я рада, что мы смогли закрепить и, возможно, пополнить наши знания о звуке С!
Спасибо … (имя ребенка), что посетили наш логопедический кабинет, было приятно пообщаться. Возможно Вы хотите сказать или пожелать что-то нашим друзьям? (ждем реакцию ребенка). Спасибо! Наш Прямой эфир завершен. До новых встреч, друзья!