Елена Ольховская
НОД опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная сила магнита» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
«Волшебные свойства магнита»
Цель: Активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций в ходе опытно- экспериментальной деятельности
Задачи:
1. Продолжать формировать представления о свойствах магнита : притягивать (отталкивать, действие магнетических сил через разные материалы; способствовать формированию умения выявлять магнетические и немагнетические материалы.
Публикация «НОД опытно-экспериментальной деятельности „Волшебная сила магнита“ старшая группа» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей: магнетические и немагнетические материалы, намагничивать, притягивать, отталкивать, магнитная сила.
3. Способствовать воспитанию самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Предварительная работа: Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик». Дидактические игры на магнитной основе. Игры с магнитной доской и магнитными буквами. Игры с магнитом в уголке экспериментирования.
Материалы: магниты; магнетические предметы (монеты, железные ключи, скрепки и т. д.) ; немагнетические предметы (деревянные палочки, пластмассовые, резиновые предметы) ; карта-схема маршрута, презентация.
Ход НОД:
Ребята сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: «Ой, ребята, я совсем забыла про это письмо. Его сегодня принёс почтальон и сказал, чтобы я его вам прочитала. От кого это письмо могло бы быть, представления не имею?» (на письме изображён Буратино) Дети предполагают, что письмо может быть от Буратино (если дети не догадываются, необходимы наводящие вопросы) .
Воспитатель: «А о чём он мог бы нам написать (дети предлагают открыть и прочитать письмо?»
Здравствуйте, ребята! У меня проблема.
Мне нужен ключик от потайной двери.
А ключик находится у черепахи Тортиллы на дне пруда,
Помогите мне, пожалуйста, ребята дойти до пруда и достать золотой ключик!
А в помощь я вам даю карту – схему, которая находится в вашем музыкальном зале и волшебный камень.
Кто отгадает загадку,тому поможет этот камень в путешествии
Он не скотч и не будильник,
Украшает холодильник.
Сеть известных магазинов
Гордо носит его имя.
Тем и стал он знаменит,
Этот маленький
(МАГНИТ).
Воспитатель: Молодцы, это магнит.
А где же может быть карта – схема, о которой говорил Буратино?»
(на экране - слайд с изображением Буратино, затем на экране появляется карта). Дети находят карту-схему
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино? (дети соглашаются) Конечно, ведь вы маленькие исследователи, первооткрыватели, любознайки, экспериментаторы.
Ребята, а где работают исследователи и экспериментаторы?
Дети: «В лаборатории.»
Воспитатель: «А что делают в лаборатории экспериментаторы?
Дети: «Проводят опыты и эксперименты.»
Воспитатель: Но нам сегодня предстоит отправиться в путешествие, и мы станем путешественниками- исследователями.
А кто такие исследователи?
Ответы детей.
А кто такие путешественники?
«А вы хотите стать сегодня исследователями?»
Дети: «Да!»
Вот вам бейджики необходимые в нашем путешествии.
Воспитатель выдаёт бейджики «путешественник- исследователь»
Давайте приготовимся к нашему путешествию, проведё м пальчиковую гимнастику:
Давайте приготовим наши пальчики.
- Этот пальчик мой танцует
Этот вот – кружок рисует.
Этот пальчик ловко скачет,
Будто лёгкий-лёгкий мячик.
А мизинчик мой, малышка,
Ноготком скребёт, как мышка.
А большой мой толстячок,
Тот улёгся на бочок.
А теперь все по порядку
Пальцы делают зарядку.
Воспитатель: Итак, мы готовы и можем отправляться в дорогу. В пути нам будет помогать вот эта карта-схема. Ребята, а кто из вас умеет пользоваться картами, помогите мне пожалуйста, я что-то не пойму откуда мы должны начать своё путешествие и куда идти сначала (дети рассматривают карту) .
На полу в муз. зале сделана специальная разметка, такая же, что и на карте. В начале пути стоит знак – красный крестик.
Дети предполагают, что начать путешествие нужно с красного крестика и идти по дорожке, как на карте.
Воспитатель – 1 пункт нашего маршрута называется «Кладоискатели».
- Ребята, здесь зарыт клад. Лиса Алиса и кот Базилио спрятали от Буратино золотые монеты в песок. А как же нам помочь Буратино вернуть денежки?
- Как мы можем их найти в песке? Ведь они такие маленькие.
Варианты ответов (перекопать песок лопатой; высыпать весь песок; поискать руками; можно поискать с помощью магнита) .
Воспитатель – Почему магнит может нам помочь?
Дети выдвигают гипотезу: монеты можно найти с помощью магнита, т. к. он имеет свойство притягивать металлические предметы (если детям трудно, то педагог помогает)
- Давайте проверим.
Опыт № 1. Дети берут магниты, подносят к поверхности песка и собирают их в корзиночку.
Вывод (вместе с детьми) : Магнитные силы действуют через песок
Воспитатель: «Двигаемся дальше. Следующий пункт нашего пути – «лесные приключения.»
- Ребята, а лес-то какой густой, если мы с вами пойдём по отдельности, то потеряем друг друга из виду? Давайте сделаем цепочку из вас и пойдем вон по той узкой извилистой тропинке, чтобы никто не потерялся. А чтобы цепочка не разорвалась, что мы возьмем? ( дети: - магнит) .
Описание игры: ребенок – магнит, остальные дети – звенья цепочки. До кого дотрагивается ребенок – магнит, того – притягивает, «намагничивает». Дети цепляются друг за друга и двигаются под музыку.
Воспитатель – А вот мы пришли к следующему пункту нашего пути – «Чудесная поляна». Здесь мы сделаем привал, отдохнем, поиграем с магнитами. (Дети садятся за столы) .
Опыт № 2.
- Ребята, давайте поможем героям сказки «Золотой ключик» добраться к месту назначения. Перед вами лежат разнообразные дорожки, вам необходимо провести своего героя по этим дорожкам и добраться до конечного пункта. Как это сделать, не прикасаясь к нашим героям.
Дети : "С помощью магнита"
Воспитатель – Почему наши герои двигаются? Что действует на них? ( дети: магнитные силы). Проверьте этот опыт с пластмассовыми тарелочками, а теперь со столом. Действует ли магнит через эти материалы?
Вывод (вместе с детьми) : магнитные силы действуют через дерево, пластмассу, бумагу.
Воспитатель – Однако, ребята, нам надо двигаться дальше, Буратино ждет. Конечный пункт нашего пути – «Волшебный пруд», в котором живёт черепаха Тортилла.
Дети подходят к импровизированному пруду, садятся вокруг.
Воспитатель: «Ребята, смотрите, сколько здесь ключей и других предметов! Как же нам достать их, не замочив рук?»
(Варианты ответов – удочкой с крючком; длинной палкой; вылить воду; ведром; сочком; с помощью магнита) .
Опыт № 3. Дети опускают в воду удочку с магнитом на конце и достают предметы.
Дети достают предметы с помощью магнита. Рядом с вами стоят стаканчики с водой, там тоже ключ, как его достать, не замочив руки?
Воспитатель – Какие предметы вы смогли достать? Почему вы смогли достать ключики? «Какой можно сделать вывод?»
Дети: Потому что они железные, металлические
Вывод (вместе с детьми) : Магнит притягивает металлические предметы, эти предметы обладают, ребята, каким свойством? ( дети: магнетическим)
Воспитатель: А какие предметы не обладают магнетическим свойством (ответы детей) .
Воспитатель: «Ребята, что- то я запуталась, помогите мне, пожалуйста понять, какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет! Все стоят в кругу Воспитатель показывает различные предметы, а дети – если это металлический предмет- хлопают себе по коленкам, если предмет – неметаллический хлопают в ладоши.
Пока мы играли Карабас Барабас смог добраться до волшебного пруда и украл золотой ключик. Он спрятал его под одной из салфеток, но я не знаю под какой. Как же нам теперь это узнать? (ответы детей)
Дети проводят самостоятельно опыт с помощью магнита.
Воспитатель: А вот и золотой ключик! Молодцы ребята! Давайте отдадим его Буратино!
Слайд: Буратино с ключиком
Чтобы отблагодарить вас за помощь Буратино приготовил для вас небольшой фильм о том, где люди используют магнит? Вы хотите об этом узнать? (просмотр слайдов)
Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов. Магниты используются и в детских игрушках (слайд). Магниты используют, для того чтобы застёгивать кошелки, куртки, сумки.
Кроме постоянных магнитов существуют еще электромагниты, и в быту их можно обнаружить в электрическом звонке, телевизоре, стиральной машине, холодильнике, электрической кофемолке, миксере, магнитофоне и другой бытовой технике.
В любой бытовой технике, которая включается в электрическую сеть, есть электромагниты.
Давайте попрощаемся с Буратино Теперь у него есть золотой ключик и он сможет открыть потайную дверцу в каморке папы Карло. До свидания!
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в группу. Давайте скажем «Раз, два, три – повернись, снова в детском саду очутись».
Ребята, какое у вас настроение после путешествия? Давайте отобразим наше настроение с помощью магнитов на доске (Дети отмечают смайликами настроение) .
За ваши добрые дела и старание я предлагаю вам поиграть с магнитами в группе.