Татьяна Тюрина
Методическое обеспечение для опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое обеспечение для опытно-экспериментальной деятельности
1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос - определить запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
Материал: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.
Публикация «Методическое обеспечение для опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Ход: На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т. д.
Игра «Угадай, что звучит?» - ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.
Игра «Отгадай по запаху» - дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)
Игра «Отгадай на вкус» - воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.
Игра «Отгадай на ощупь» - дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его. Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было? (На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств
2. «Почему все звучит»
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материал: бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.
Ход: Игра «Что звучит?»- воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар (з-з-з-з). Как жужжит муха (ж- ж- ж). Как гудит шмель? (у-у-у) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушиваться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется). Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки). Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
3. «Прозрачная вода»
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Ход: В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка (Льется) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная) Что мы узнали воде?
Система упражнений и проблемных ситуаций
1. «Как и почему вода льется?» Вода льется из разных сосудов по – разному: из широкого – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой; отводы летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
2. «Можно ли удариться о воду, Как из воды сделать значок?» Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги.
3. «Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар? (Вода испаряется и ее становится меньше.)
4. «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку.)
5. «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)
6. «Измеряем воду». ( Вода в различных емкостях: литр и килограмм. Молочные бутылки емкостью 0,5 л.); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»
7. «Помоги умыть Хрюшу» (Вода, ее взаимодействия с другими материалами, веществами: солью, сахаром, гушью, масляной краской, глиной, содой, мукой, землей).
8. Бывает ли жидкий камень? (Парафин, пластилин, лед, железо, стекло).
9. «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах)
10. «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер)
11. «Почему летит мыльный пузырь?» Что летает, не летает – мыльный пузырь. (Воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют).
12. «Почему глина лепится?» (Глина, пластилин, пластик принимает разную форму? Можно раскатать и скатать снова – меняется форма, а не количество).
13. «Волшебный гвоздик» (Магнит, свойства магнита – притягивает другой железный предмет. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие компаса).
14. «Как сделать из мухи слона? (Увеличительное стекло).
15. «Как зажечь костер, если нет спичек?» (Использовать стекло).
16. «Бывает ли стекло прозрачным?» (Цветное стекло. Зачем нужны солнечные очки).
Логические задачи
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов и объектов
- Почему мы не видим воздух? (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха)
- Почему в стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет? (вода прозрачная)
- Почему, когда насыпаем в стакан с водой соль или сахар, вода остается прозрачной, а когда положим мед или глину вода стала мутной? (вода – растворитель, но не все вещества растворяются в воде).
- Почему, когда жарко лужи после дождя высыхают быстро, а когда прохладно – долго? (вода при нагревании испаряется)
- Когда вода кипит в чайнике, что ты видишь над ним? (пар).
- Почему зимой воду можно взять руками и она не выльется? (зимой холодно, вода превращается в лед и снег)
- Почему при опускании кусочка почвы в воду, идут пузырьки? (в почве есть воздух, т. к. там живут черви, кроты, жуки, а они дышат)
- Что будет с почвой, если ее поливать грязной водой (почка станет грязной, а для жизни животных и растений нужно чтобы почва была чистой)
- Почему смешав деревянные предметы и гвозди, чтобы их разделить мы используем магнит? (магнит притягивает все железное)
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов; явлениях природы; сезонных изменениях в природе
(по материалам произведений детской художественной литературы).
Стекло
Днем, на прогулке в детском саду дети шлепали по лужам. А вечером, когда возвращались домой, лужи покрылись стеклом. Оно ломалось, с треском на мелкие кусочки стоило лишь наступить на него ногой.
Я хочу узнать, спросить у тебя: Что это за стекло? Почему лужи покрылись им вечером? Почему оно ломалось с треском?
Бусинки
НА даче дети рано поднялись. И сразу побежали в сад, где росли цветы и высокая трава. Они заметили на каждом цветке большие и прозрачные бусинки воды. Они блестели и переливались на солнце. Что такое? – удивились дети. А ты знаешь, что это такое? В какое время дня они бывают на траве и цветах и почему?
Кораблики
Пришла я к пруду. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые!
Их пригнал сюда ветер. Опустится такой кораблик и сразу поплывет. Мого их еще прилетит сегодня, завтра, послезавтра. А потом не станет корабликов и пруд замерзнет. Что за кораблики?
В какое время года они бывают? Почему?
Белые мухи.
Утром Леночка шла в детский сад. В воздухе кружились белые мухи. «Какие красивые, - подумала Леночка, - надо показать их ребятам» Она подставила варежку. Мухи плавно, послушно уселись на нее. Леночка бережно (осторожно) внесла их в детский сад и позвала ребят посмотреть. Но когда ребята подошли, на варежках блестели капельки воды. Что же это за мухи были? Что случилось с ними в детском саду и почему? В какое время года летают белые мухи?
Художественное слово
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели, Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна-
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
О каком времени года идет речь?
Стою и радуюсь:
Радуга, радуга!
Полоса – к полоске,
Линия – к линии:
Желтая. Зеленая, красная, синяя…
Мне сказали, будто это-
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.
И. Векшегонова
Когда бывает радуга?
Град
Говорю я брату:
- Ох
С неба сыплется горох!
- Вот чудак!-
Смеется брат,-
Твой горох-
Ведь это (град)
Е Серова
Что за горох сыплется с неба?
Дождь
Хлещет ливень по кустам,
Бьет без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!
Наклонил он ветки груш.
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?
Ливень! Ливень!
Вот так ливень!
Он все громче,
Говорливый!
А. Барто.
Почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть?
Листопад
Листопад!
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
-Ты не жалуйся врачу,
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Н. Егоров