Юлия Веретельникова
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ Старшая группа. «Волшебные свойства магнита»
▼ Скачать +Заказ
Тема «Волшебные свойства магнита»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с понятием «магнит»; формировать у детей элементарные представления о свойствах магнита;
учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства; активизировать словарь детей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ Старшая группа, „Волшебные свойства магнита“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие :
развивать любознательность, интерес к познавательной деятельности;
развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки сотрудничества.
Интеграция четырех образовательных областей:
• «Познавательное развитие»,
• «Социально-коммуникативное развитие»,
• «Речевое развитие»,
• «Физическое развитие».
Виды детской деятельности:
познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.
Предшествующая работа: Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит»).
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование.
Материал: рукавичка, халаты, шапочки, разные по форме магниты, магнит на каждого ребенка, тарелочки, скрепки, стаканы с водой, железные, деревянные, пластмассовые, резиновые предметы, кусочки ткани, карточки с изображением предметов из различного материала, карточки с правилами поведения в лаборатории, карточки со схемами, тазик с водой, рыбки пластмассовые, удочки на каждого ребенка, магниты красного, синего цвета, простые карандаши на каждого ребенка.
Планируемый результат: интерес к экспериментальной деятельности, желание участвовать в познавательном процессе.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент:
Воспитатель: Дорогие ребята, я рада видеть вас, вы такие нарядные и красивые и конечно же очень веселые и сообразительные, поэтому спешу поскорее сказать вам “Доброе утро!” (ответы детей) :
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро, солнцу и птицам!
- Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку.
Игра“Волшебная рукавица”
Воспитатель: Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение, а я вам приготовила сюрприз (достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).
У меня есть рукавица,
С ней я просто мастерица.
Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите
(Демонстрирую тарелку с фасолью и скрепками).
С помощью моей “волшебной рукавицы” я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, скрепки примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).
• Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)
Дети: В рукавичке находится магнит. Действие магнита.
Воспитатель:
Да, перед вами волшебный магнит,
Секретные свойства в себе он хранит.
- Хотите узнать, какие секреты имеет магнит?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в лабораторию к профессору Всезнайкину, где с помощью опытов мы узнаем о секретных свойствах магнита.
Но прежде чем мы туда отправимся, давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории. Вспомнить эти правила вам помогут картинки – что они обозначают?
1. Перед тем, как зайти в лабораторию, нужно надеть халат и шапочку!
2. В лаборатории нельзя ничего брать в рот!
3. В лаборатории нельзя трогать предметы без разрешения!
4. На рабочих столах должен быть порядок, а во время опыта тишина!
Воспитатель: Молодцы. Правила мы вспомнили. Подойдите и наденьте халаты.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Проходите в научную лабораторию.
2. (Исследование свойств магнита)
(Дети с воспитателем входят в зал, оформленный под научную лабораторию).
Воспитатель: Здравствуйте профессор! (Никто не отвечает)
Воспитатель: Почему его нет? Вот его халат, странно и ноутбук открыт. Давайте заглянем в него, узнаем, над чем же наш профессор работал.
Постойте, тут какое-то видео - письмо, должно быть от него? Посмотрим.
Воспитатель как будто нажимает на кнопку в ноутбуке и на экране включается видео. (Просмотр видео)
"Здравствуйте, ребята! Я - профессор Всезнайкин и очень рад видеть вас в моей лаборатории. Извините, но так получилось, что мне нужно срочно уехать. Я предлагаю вам сегодня стать исследователями и самостоятельно вместе с воспитателем изучить свойства магнита, для вашей работы я приготовил оборудование, необходимое для проведения опытов с магнитом. А результаты своих опытов, в виде схем оставьте на моей доске. Мне будет очень интересно посмотреть, что нового вы узнали о магните, побывав в моей лаборатории.
Воспитатель: Ну что ребята вы готовы к работе. Тогда, пройдите, пожалуйста, к рабочим местам. Для начала нам нужно определить: какой магнит на ощупь? Возьмите каждый по магниту и определите его качества.
Ответы детей (холодный, твердый, тяжёлый).
Воспитатель: Да, ребята. Ну а что же такое магнит? Как вы думаете? (показываю картинку, где изображен камень)
Дети: Это камень.
Воспитатель: Вы правы «Магнит это камень. Из этого камня делают магниты разной формы (показываю магниты).
Воспитатель:
Мы опыты начинаем,
Интересно здесь бывает.
Постарайтесь все понять
Много нужно нам узнать.
Воспитатель:
Опыт №1. - Ребята, обратите внимание на окраску вашего магнита. В какие цвета он окрашен? (Синий и красный). Приложите магниты друг к другу красными концами, а теперь синими концами.
Что происходит с ними?
Дети: Они отталкиваются.
А теперь приложите красным и синим концами. Что произошло с магнитами?
Дети: Они притянулись.
Вывод. Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные – отталкиваются.
Воспитатель: Мы сделали вывод и теперь нам нужно выбрать схему, соответствующую нашему выводу, и с помощью магнита прикрепить на доску профессора. Демьян, пожалуйста, пройди к столу….
(выставляем схему № 1)
Воспитатель: Ребята, магнит хранит в себе много секретов и один из них мы уже узнали.
Опыт №2. «Всё ли притягивает магнит?»
У нас на столе лежат предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем опыт и попробуем узнать, проверить, исследовать, как взаимодействует с ними магнит. Перед вами карточки, на которых изображены предметы, после проведения опыта, зачеркните те предметы, которые магнит не притягивает. А те предметы, которые магнит притянет, оставить не зачеркнутыми.
Напоминаю: на рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории – тишина.
Ребята работают каждый индивидуально.
Воспитатель: Расскажите, ребята, какие предметы вы зачеркнули? Почему?
Дети: (перечисляют) Потому что магнит их не притянул.
Воспитатель: А какие предметы остались не зачеркнутыми? Из чего они сделаны?
Дети: (перечисляют)
Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод?
Вывод: притягивает металлические предметы. Все предметы, которые притягивает магнит, называются магнетическими. Итак, мы с вами узнали, что магнит притягивает только металлические предметы, а предметы пластмассовые, деревянные, бумажные, стеклянные, резиновые не притягивает.
Воспитатель: Молодцы. И сейчас мы на доске профессора Всезнайкина оставим результат нашего второго опыта. (Один из детей прикрепляет на магнит соответствующую схему).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам закрепить наши знания по этому опыту, поиграв в одну интересную игру:
Динамическая пауза «Притяжение».
Воспитатель – «магнит». Дети – «предметы из разных материалов». Воспитатель называет материал, из которого сделаны дети. В зависимости от этого дети или «притягиваются» или нет.
Воспитатель: Ребята, продолжим опыты, занимайте места.
Опыт №3. «Лабиринт»
- Хотите узнать, какие же еще волшебные свойства имеет магнит? (Да) Перед каждым из вас лежат картонные карточки с нарисованными дорожками, положите на карточку скрепку, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам.
Что происходит со скрепкой?
Дети: скрепка двигается.
Воспитатель: Да, она будто «танцует».
Дети: Что помогает скрепке двигаться?
Ответы детей.
Вывод: Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.
Воспитатель: Молодцы. Выбираем карточку с результатом и крепим к доске.
Опыт №4. «Не замочи руки»
Воспитатель: А вот вам задача посложнее. У вас на столах стоят стаканы с водой, а в воде скрепка. Вам надо достать оттуда скрепку не замочив рук.
Условие: воду сливать нельзя. Как нам это сделать?
Гипотезы детей и работа над подтверждением. Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку.
Воспитатель: У вас получилось вынуть скрепку из стакана, не замочив рук?
Дети: Да.
Воспитатель: Расскажите, как вы это сделали?
Дети: при помощи магнита.
Воспитатель: Какое новое свойство магнита мы открыли?
Делаем вывод: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук. Крепим еще одну схему с результатом нашего опыта.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадку, а вы попытайтесь ее отгадать.
Блещет в речке чистой,
Спинкой серебристой?
Дети: рыбка.
Воспитатель: Я хочу позвать вас на рыбалку. А с чем ходят на рыбалку?
Дети: С удочками.
Воспитатель: Вот вам удочки, только удочки наши не простые, вместо крючков у них магниты.
Звучит музыка из мультф. «Кот Леопольд»
Посмотрите, ребята, что с нашим водоемом случилось? Что мы видим?
Дети: Он загрязнен. Там гайки, болты, скрепки.
Воспитатель: Как вы думаете, рыбам нравится жить в такой воде? Как мы можем им помочь? Я предлагаю вам отчистить этот водоем с помощью наших волшебных удочек.
Дети очищают водоем от мусора.
Воспитатель: Вот так можно с помощью магнита сделать доброе дело! С помощью этой игры, мы еще раз убедились в том, что магнит действует через воду.
Воспитатель: Давайте вернемся на свои рабочие места и продолжим знакомство со свойствами магнита.
Опыт № 5. «Цепная реакция».
Сейчас мы проведём опыт со скрепками и посмотрим, может ли скрепка сама стать магнитом.
- Я к магниту подвешу скрепку. Она что делает? (Притягивается). Сделайте так же. К этой скрепке я подношу аккуратно вторую. Попробуйте и вы. Что произошло? Верно, она притянулась к первой. Давайте возьмём ещё одну скрепку и поднесём её ко второй. Всё делаем очень аккуратно. Образовалась цепочка из скрепок. А сейчас я возьму первую скрепку и осторожно уберу магнит. (Дети повторяют за воспитателем). Смотрите: цепочка не сломалась. Как вы думаете: почему? Скрепки притягиваются друг к другу потому, что пока находились рядом с магнитом, намагнитились и сами стали магнитами. Но скрепки обладают магнитными свойствами недолгое время. Совсем скоро они распадутся и станут обычными.
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами.
Посмотрите на свои рабочие места. У всех на столе порядок?
А сейчас мы дружно встанем, выйдете все ко мне и подобно скрепкам «сцепитесь», т. е. возьмитесь за руки.
- В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.
III часть. Заключительная.
Воспитатель: Вы были настоящими исследователями. Хорошо потрудились, много узнали о магните. Давайте же вспомним, какими свойствами обладает магнит?
Итог.
1. Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные – отталкиваются.
2. Магниты притягивают металлические предметы.
3. Магнит действует сквозь бумагу.
4. Магнит действует через воду и стекло.
5. Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами.
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе и дома, где видим его волшебные свойства.
Дети: Игры «Лови бабочек», «Магнитная азбука», «Рыболов», «Магнитная кукла». Магниты на холодильниках, крепления картин к доске.
Воспитатель: Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы ещё не раз убедимся.
Если вам было все понятно, то выберите красный магнит, а если вы затруднялись, вам было что-то не понятно - выберите магнит синего цвета.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за вашу научную работу. Вы молодцы!
А нам пора возвращаться в группу. (Снимают халаты)