Елена Панова
Конспект комплексной НОД «Дети войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД образовательной области "Познавательное развитие"
с элементами изобразительной детской деятельности
"Дети Войны".
Авторы: Панова Елена Викторовна,
Нефёдова Е. В. -
воспитатели СП ГБОУ СОШ с. Богатое
"детский сад "Ромашка"
Цель: формирование у старших дошкольников нравственно - патриотических чувств к прошлому своего Отечества.
Задачи:
закреплять знания о Великой Отечественной войне
знакомить дошкольников с жизнью детей во время ВОВ
Публикация «Конспект комплексной НОД „Дети войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
сравнить жизнь современных детей с жизнью детей военных лет
развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности к людям старшего поколения на основе представлений о жизни детей в трудное для страны время
развивать связную речь через игровую деятельность
развивать творческое воображение, приобщать к самостоятельной творческой деятельности
привлекать родителей к совместной с детьми познавательно - исследовательской деятельности
Материалы и оборудование:
видеопроектор
мультимедийная презентация "Дети Войны"
аудиозапись песни "Дети Войны" (О. Юдахина - И. Резник) в исполнении Т. Гверцителли
аудиозапись песни "Катюша" (М. Исаковский - М. Блантер)
фотоаппараты
микрофоны
костюмы для музыкальной композиции "Дети Войны"
Ход НОД:
Вед. Доброе утро! Приветствуем вас в студии программы "Говорим и показываем"!
Широка, чудесно изукрашена – земля привольная наша.
Нет во всём белом свете страны милее и краше.
Богатства несметные. Деревушки – родные. Церквушки – заветные.
Трудолюбивый, открытый народ – свободно, красиво и мирно живёт.
Ни перед кем не кланяется, на чужое не зарится.
Такое не всем ПО-нраву,
Решили враги-фашисты покорить нашу державу.
Чёрные заводы днём и ночью делают чёрные танки,
чёрные самолёты,
чёрные корабли – много их очень.
А Гитлер белой краской рисует фашистские кресты,
они как страшные каракатицы.
Видит Гитлер во сне, как чёрные танки с крестами белыми
по Красной площади катятся.
Накопив несметные силы, Гитлер решил, «пора».
Фашистская Германия перешла границу
22 июня 1941 года, ровно в четыре утра.
Вставай, огромная страна…
Пришли лихие времена.
Вставай, огромная страна, идёт священная война.
Видят мальцы, старики древние с печек слезают,
кряхтят, а фронту помогают.
Всё видят мальцы, острым глазом и чутким сердцем.
Рано, не успев начаться, кончилось их детство.
Это на вид они малыши, а душой великаны и крепыши.
Твёрже самой стали, характеры детские стали.
Родине надо - ответили:"Есть", кому одиннадцать,
а кому только шесть.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьё зно:
Страдали тяжко дети от войны.
(отрывок из стихотворения А. Болутенко "Дети Войны")
Вед. Война. Она у целого поколения украла детство. "Дети Войны"- так называют сегодняшних 70-87-летних людей. Их воспитала война.
Дети Войны - ведь это они наравне со взрослыми сражались в партизанских отрядах, боролись с фашизмом с орудием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков; ведь это они- дети блокадного Ленинграда, узники концлагерей.
Сегодня речь пойдёт о Детях Войны - тружениках тыла. Наша задача сегодня попытаться понять, какие испытания выпали на долю мальчишек и девчонок в то тяжёлое для страны время.
Что мы знаем о них?
Чем они отличаются от современных детей?
Как они помогали приблизить Победу?
Достойны ли они наград?
Есть ли Дети Войны среди жителей нашего села?
Помогут нам ответить на все вопросы наши помощники-фотокорреспонденты.
Реб1. В те суровые годы войны, жили ребятишки, такие же как мы.
Мальчишкам и девчонкам того времени было не до игр. Когда на фронт ушли отцы, старшие братья, женщины взвалили на себя всю тяжёлую работу. Дети тоже не остались в стороне. Ведь это они заготавливали дрова, собирали наравне со взрослыми урожай, в лесу орехи, грибы, ягоды, чтобы потом всё отдать фронту. Чтобы бить врага, нужна сильная армия, солдат необходимо накормить.
Из рассказа Виктора Иосифовича Терентьева: "Мне было 9 лет, когда началась война. Отца сразу забрали на фронт, мы остались с мамой: 5 детей и дедушка. Женщины, старики и дети остались на селе. Все работали в колхозе на полях. Все посевные, уборочные работы и перевозки производились на лошадях. А когда лошадей не хватало, плуги таскали на себе женщины, а дети помогали сеять. Весь урожай отдавали фронту. Помимо ржаных полей были ещё маковые поля. Мы детьми с раннего утра и до позднего вечера собирали маковый сок, он шёл на лекарство для солдат. Не доедали, не досыпали, зимой и летом ходили в лаптях, которые плёл нам дедушка. В школе нас учили, как нужно обращаться с винтовкой. Мы были готовы встретить врага с оружием в руках. "
Дети Войны, уставали, но они понимали, что всем тяжело в это время, и их помощь необходима.
Реб 2. Вот что мне рассказала Нина Васильевна Рязанцева при нашей встречи:
"Когда началась война, мне было 6,5 лет. Отца уже не было в живых. Старшего брата забрали на фронт, в 1944 году он погиб. Остались в доме: мама, старшая сестра, дедушка и я. Сестра Валентина работала бригадиром, за работу давали кусок хлеба. Мама работала на ферме, а также подрабатывала на другой работе.
Я помогала маме пасти телят. Нам каждой давали по куску хлеба, один мы с мамой съедали, а другой несли домой дедушке. В школу ходила только в тёплое время года, а когда на улице становилось холодно, тогда в школу не ходила, потому что тёплой одежды не было. Из шерсти овец вязали варежки и носки, потом отправляли на фронт".
В то тяжёлое время каждый старался помочь фронту.
Вед. Как бы страшно не было, дети всегда хотели играть.
Вот сейчас, если захотите игрушку, что вы делаете? (Ответы детей)
А во время войны не было такой возможности. Во время войны у детей не было детских площадок, они играли возле укрытий, где придётся. Играли в те игрушки, которые у них были: либо это старые игрушки, либо игрушки для них делали взрослые
Посмотрите, что здесь изображено?
Правильно, качели, их сделали взрослые на дуле пушки, прямо после боя.
А теперь давайте посмотрим музыкальную композицию "Дети Войны".
Звучит аудиозапись песни "Дети Войны"
(в исполнении Тамары Гверцители)
Вед. А сейчас репортаж следующего фотокорреспондента.
Реб3. Своими воспоминаниями поделилась Акульшина Валентина Александровна:"Когда началась война мне было 11 лет. Отец ушёл на фронт. Проводили его на поезд вместе с братом, он так и не вернулся с тех пор, считается пропавшим без вести. Все годы войны вместе с другими подростками в летнее время до поздней осени работала на колхозных полях: вручную пололи, убирали урожай. Шапки подсолнечника срезали ножом, техники в то время не было. Был страшный голод, из травы пекли хлеб, из гнилой картошки пекли блины. В школе тетрадей не было, писали на старых книгах. При школе разместили госпиталь. Мы туда часто ходили и оказывали раненым помощь: читали книги, писали письма близким. Вместе с ребятами ставили концерты".
Дети так старались принести солдатам радость, отдавая часть своей чистой души раненым, вселяя в них надежду на скорую победу. Они очень старались: и помогли!
Вед. В годы Великой Отечественной войны дети сами придумывали загадки на военную тему. Вам, уважаемые гости, предлагаем отгадать их.
(Дети загадывают загадки, импровизируют)
1. Не птица, а летит. Без клюва, а верещит. Что роняет – тем пугает. (немецкий бомбардировщик)
2. Плотно закрыта, в землю зарыта. Ждет-поджидает оккупанта-бандита. (мина)
3. Летит – воет. Упадет – землю роет. (сбитый вражеский самолет)
4. На солнце сияет, врага без шума истребляет. (штык)
5. Ползёт черепаха, стальная рубаха. Враг в овраг, она, где враг. (танк)
6. Имя девичье носила и врага огнём косила. Вражьи замыслы поруша, легендарная (Катюша)
Песня "Катюша" (М. Исаковский - М. Блантер)
(исполняют дети)
Вед. Фронту помогали не только дети школьного возраста, но и дошкольники.
В 1942 году в газете "Омская правда" напечатано "Письмо Ады Занегиной", в нем говорилось:
"Я - Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. ".
Ежедневно газета помещала письма детей, отдавших свои "кукольные" сбережения на танк "Малютка".
На собранные детьми деньги был построен настоящий танк, которому дали ласковое имя «Малютка».
Вед. Хотя прошло много лет со дня окончания войны, мы должны вспоминать о тех, кто выстрадал эту победу. Эти люди заслуживают внимания и по сегодняшний день. Именно им, Детям войны пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте, но они держались и держались до конца, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, но они справились, они победили. 9 Мая все несут цветы к памятникам, которые стоят в разных уголках мира.
Памятник "Цветок жизни" - детям Ленинграда.
Памятник "Несовершеннолетним труженикам тыла 1941-1945.
Памятный знак "Дети войны" установлен в Витебске.
Памятник Детям Войны г. Красноярск
Памятник Труженикам тыла г. Тюмень
Памятник детям войны. Украина.
Стихотворение (читает ребёнок)
Как жаль, что мы не замечаем
Среди житейской суеты родных и близких
И не знаем: они -
Герои той войны,
Которая украла в одночасье:
Надежду, молодость, мечту.
Нельзя забыть их подвига за счастье.
Так скажем все:
"Я помню! Я горжусь!
Я чту!"
Вед. Теперь вы знаете, что победа ковалась не только на фронте. Без тружеников тыла, без самоотверженного труда не только взрослых, но и детей, одержать победу в такой масштабной войне было бы невозможно. Надеемся, теперь вы больше узнали о том, как трудились дети и подростки в годы Великой Отечественной войны. Как вы думаете, достойны ли они, Дети Войны - труженики тыла наград? (Ответы детей)
Так давайте подготовим для них эти заслуженные награды. А наградами будут медали "Дети Войны". Для этого вы, ребята, должны на готовые шаблоны наклеить элементы аппликации. Подсказкой вам послужит вот эта схема.
(Воспитанники берут готовые заготовки выполняют аппликацию).
С готовыми медалями дети выстраиваются в ряд.
Вед. В нашем зале присутствуют люди, которых называют Дети Войны. Эти медали для вас.
(Дети награждают приглашённых гостей - Детей Войны)
Оставшиеся медали мы передадим тем, кто сегодня не смог придти к нам на передачу.
Вед. 9 мая 70-ый раз взорвутся яркие огни Салюта Победы!
Мы победили потому, что весь советский народ, от мала до велика, поднялся на защиту нашей Родины.
Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить о ней и о тех, кто принёс нам Победу. "Когда забывают войну, - говорили древние,- начинается новая, потому что память - главный враг войны!"
Уважаемые гости нашей студии! Мы поздравляем вас с Великим Днём Победы! Желаем вам крепкого здоровья и мирного неба над головой!