Татьяна Фемяк
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Коллекция народных кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
Познавательное развитие
[/h3]
Тема : Коллекция народных кукол[/h3]
Дата проведения: 10 февраля 2015г.
Возраст детей: 5-6 лет.
Образовательная область: Познавательное развитие
Публикация «НОД по образовательной области „Познавательное развитие“ „Коллекция народных кукол“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Цель: формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы; создание своей коллекции народных кукол.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
- изучить и применить на практике технологию изготовления тряпичной куклы пеленашки (закрутка, скрутка);
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать индивидуальные творческие способности детей;
- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения для куклы;
- совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание.
- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница, пеленашка);
- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
-закрепить понятие «коллекция», «коллекционер».
Вид деятельности : познавательно – исследовательская.
Предварительная работа :
Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые)
- Знакомство с жизнью и бытом предков.
-просмотр презентации «Загадочный мир народных кукол»;
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
- Чтение стихотворений, потешек о кукле.
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка»
- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».
Дидактическая игра «Узнай элемент узора».
Закрепление изученного материала в свободной деятельности, играх, на прогулке. Отгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики.
Словарная работа:
кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница, пеленашка;
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Материалы и оборудование:
-макет русской избы или комната в ДОУ оформленная в народном стиле «Горница»;
-народные куклы : пеленашка, кувадка, травница, крупеничка, масленица, кукла – перевёртыш, кукла – радостея;
- деревянный сундучок;
- лоскуты материи для изготовления куклы – пеленашки;
Ход занятия:
Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
А мальчики у нас, как ясные соколы!
А девочки как аленькие цветочки!
Проходите, гости дорогие! Наши молодцы присаживайтесь по левую руку, а девицы – по правую.
Посмотрите, что сегодня нам приготовила хозяйка нашей горницы Марь Искусница. (ответы детей)
Дети, послушайте и отгадайте загадку:
«Что всё это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять?» (кукла)
— О какой игрушке говорится в загадке?
— Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (Ответы детей)
В нашей горнице есть куклы разные и для игры детской и для оберега жилища и для помощи по хозяйству.
Рассказ воспитателя о кукле
-Давным – давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках у детей не было столько игрушек, как у вас сейчас, дети придумывали и делали себе игрушки сами, а иногда им помогали и родители. Давайте заглянем в сундучок, что оставила нам Марья Искусница!
(Воспитатель открывает сундучок и достает куклу- закрутку)
Воспитатель: Посмотрите, чем эта куколка отличается от современной куклы?
(Она не имеет лица, изготовлена из ткани, связана ниточками)
Воспитатель: -В нашем сундучке и в нашей горнице есть много разных тряпичных кукол — это и «Кукла -пеленашка, и кукла - «День и ночь», кукла «Десятиручка»,каждая из них похожи между собой, так как изготовлены из ткани и ниток.
Воспитатель: Ребята как называется эта кукла? \Это кукла — закрутка. \
Воспитатель: Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода.
Красивая кукла, сделанная своими руками с любовью, была гордостью любого ребёнка. Главной особенностью этой куклы является то, что делали её без иголки,и у неё не было лица.
«Безликость» — следы древней «обережной», подчеркивало оберегающую, защищающую роль куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом», как бы обретала душу, и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить.
В традиционном русском народном фольклоре о куколках сложено много песен и частушек, и мы с вами знаем частушки и о наших тряпичных куколках, давайте их споем.
А про куклу, про игрушку
сочинили мы частушки
Прежде чем их записать
Стали петь их и играть
Наша кукла хороша
Ты, закруточка краса
В доме русском ты живёшь
Детям счастье принесёшь.
Наша кукла принесёт
Много людям радости
И удачу и богатство
Это нужно каждому
Мы традиции все помним
И не станем забывать
А тряпичную мы куклу
Будем дальше прославлять
Изготовим куклу нашу
Ручками волшебными
Будем ниточки вязать
А из ткани наряжать
Как славно пели, да веселились!
Давайте посмотрим на чудесных кукол Марьи Искусницы. Они все разные, в каждой скрыт свои особый смысл. Но в тоже время все они – куклы.
А как можно назвать предметы, объединённые по какому-либо одному признаку?
Правильно – коллекция!
Можем мы сказать, что в нашей горнице целая коллекция тряпичных кукол?
А как называют человека, который собирает коллекцию?
Ребята, а у вас дома есть свои маленькие коллекции?
Катя, какая у тебя коллекция? А у тебя, Вася? А что коллекционирует Сашенька?
Вот видите, все мы – коллекционеры! И даже в детском саду у нас с вами есть настоящие коллекции.
Назови, Соня, наши коллекции. (гербарий – коллекция листьев, коллекция машинок, коллекция пишущих предметов, коллекция камней в музее земли.)
А теперь в нашей горнице будет жить ещё одна коллекция – коллекция тряпичных кукол.
Присказка: А в корзине у меня есть и ткань, и нитки,
куклу сделаем сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Перевяжем мы ее нитками цветными
И волшебное свое выдумаем имя!
А вы бы хотели иметь дома маленькую часть нашей коллекции? \да, нет \
Сегодня я предлагаю выполнить куколку-пеленашку.
Пальчиковая гимнастика «Бусинки»
Каждый возьмите по большой бусинке, положите на ладошку, посмотрите на нее, какая у вас бусинка…. Все рассмотрели свои бусинки, катать мы ее будем круговыми движениями, повторяем вместе со мной:
«А мы бусинки катали
И желания загадали
Чтоб здоровым всем расти
Счастье в дом нам принести»
Отложите большую бусинку, в нашей работе нам они не потребуются.
Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-накрепко укутывали в пелёночку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка».
Как вы думаете, для чего ребёнка пеленали? (ответы детей).
Да чтобы ему было тепло и уютно! А ещё считалось, что беспомощного пеленашку из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли обидеть малютку, навредить ему. Малыша в пелёнках называли пеленашкой и тряпичную куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой.
А мы начинаем мастерить.
1. Берём прямоугольный лоскут светлой плотной ткани, туго сворачиваем трубочкой и связываем в двух местах как сноп. Стараемся с помощью перевязки передать условные пропорции «голова-туловище».
2. Берём цветной лоскут квадратной формы, кладём на середину куклу-основу. Накладываем на куклу цветной лоскут сверху – это голова. Подворачиваем вовнутрь, ближе к кукле, уголки, так, чтобы выделилась голова.
3. Теперь – пеленаем. Сначала берём пелёнку с одной стороны и укутываем один бочок куклы, направляя лоскут вниз; затем захватываем пелёнку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя, укутываем второй бочок куклы, также направляя лоскут вниз; затем аккуратно расправляем пелёнку и поднимаем её вверх – укутываем ноги. Закрепляем концы пелёнки–перевязываем красивой лентой или прочной яркой ниткой.
Вот какие у нас получились пеленашки!
Давайте возьмём их в ладошки и убаюкаем, как настоящих малышей.
Вы возьмёте свою куколку домой. А мама положит её под подушечку. Пусть она вас оберегает. Всем вам мама напевает колыбельную песенку. Давайте споём колыбельную под звон колокольчика, ту, которая нам с вами знакома.
«Ай люли, люли, люли
Кукле радуемся мы
Станем куколку качать
Её не будем огорчать
Мы ей песенку споем,
Засыпай ты крепким сном
баю-баю – баю – бай,
Ты скорее засыпай».
Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили?
Что нам оставила Марья Искусница?
Назовите кукол из сундучка Марьи Искусницы.
Как можно назвать предметы, объединённые по какому-либо признаку?
Можно нас с вами назвать коллекционерами?
Понравилось вам сегодня наше занятие?
Дети забирают с собой кукол-пеленашек и вместе с воспитателем идут в группу.