Татьяна Богданова
НОД «Музыкальные профессии» в подготовительной группе детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Музыкальные профессии» подготовительная к школе группа детей с ОВЗ
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Вид НОД: тематическое.
Тема: «Музыкальные профессии»
Интеграция с другими образовательными областями: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, физическая.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Подготовительная группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Цель: Развивать музыкальные способности детей, обогащать музыкальными впечатлениями.
Задачи НОД:
Познавательная:
Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальными профессиями, которым можно обучаться в Детской школе искусств нашего города,
с творчеством уральских композиторов: П. И. Чайковского и Е. Попляновой.
Расширять знания о простейших элементах музыкальной грамоты (длительности звуков, ритм).
Развивать музыкальный слух, чувство ритма, внимание, память.
Развивать воображение и творческую активность.
Создать условия правильного выбора музыкальных инструментов для передачи характера музыки, аргументировать свой выбор.
Социально-коммуникативная:
Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Побывать в роли композитора, музыканта, певца и актера театра пантомимы.
Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам, умение слушать других, оказывать помощь.
Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
Речевая: Владеть речью как средством общения и исполнения песен.
Обогащать словарь детей – «ритм», «дирижер», «музыкальные жанры».
Активизировать словарь - «вступление», «куплет», «припев», «музыкант», «певец», «композитор», «хор», «танцор», «песня», «танец», «марш».
Физическая: Развитие и укрепление речевой, мелкой и общей моторики. Развивать координацию речи и движения.
Обеспечить смену умственной и двигательной активности.
Оборудование: альбом с набором картинок, отображающих музыкальные профессии: портрет композитора - П. И. Чайковского, дирижер с оркестром, дирижер с хором, певица, певец, танцоры-дети, танцоры взрослые, оркестр музыкантов; фонограммы: «Веселая песенка» Е. Попляновой, «Биение сердца», «Ход часов», какафония в музыке, «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского в оркестровом исполнении; иллюстрация «Марш деревянных солдатиков»; книга Е. Попляновой «Жили-были Трали-Вали» с песней «Барабулька»; ноты попевки «Труба» Е. Тиличеевой; набор музыкальных инструментов: металлофон, болтушка (звучащий механизм из игрушки неваляшка, колокольчики, бубен, барабан, ложки, литавры; игрушка ежика с Барабулькой на носу; музыкальная коробочка с катушкой цветных толстых вязальных ниток, помещенной внутри, фланелеграф и ножницы.
Содержание образовательной деятельности:
Дети заходят в зал под «Веселую песенку» Е. Попляновой и садятся на стульчики.
Педагог предлагает сочинить приветственную песенку и исполнить ее.
Творчество в пении «Приветствие».
Дети повторяют песенки, которые придумали 2-3 ребенка.
Как называется профессия человека, который пишет музыку? (Композитор) Прозвучали песенки композиторов (Перечисляет имена детей, сочинивших песенки и аплодируют детям).
А теперь поприветствуем друг друга так:
Выкладывает на фланелеграфе комбинации из коротких и долгих звуков: «Здравствуйте», «Добрый день», «Привет», вытягивая из музыкальной коробочки нити разной длины, отрезая их ножницами.
Звуки долгие и короткие, а песенки получились с разным ритмом. Прохлопывают ритм.
Ритм можно встретить везде: ритмичное биение нашего сердца (фонограмма «Биение сердца», ритмично разжимая и сжимая кулачки рук.), отсчет времени (фонограмма «Ход часов», сопровождая движениями: согнутые в локтях руки перед собой соединены вместе как «стрелка», ладошки поочередно нажимают друг на друга влево-вправо.), смена дня и ночи («День» - глазки открыты, «ночь» - закрыты.), времена года, следующие друг за другом (Перечислить с волнообразной динамикой голоса : «зима» - тихо, «весна» - громче, «лето» - громко, «осень» - тише и т. д.). Все на земле подчинено определенному ритму. Ритм – чередование чего-либо. Если он нарушается, путается, то случаются неприятности. Ритм играет важную роль в жизни человека.
А в музыке всегда есть ритм, без него музыки не получится. Нарушение ритма может привести к проблемам и беспорядку.
Слушание какафонии (Настройка оркестра перед концертом)
Можно это назвать музыкой? Что вы почувствовали? Ощущения были неприятными. Звучало много инструментов, но казалось, что они ссорятся, толкаются. Чтобы музыка имела красивое звучание, инструменты в оркестре должны звучать дружно. Как быть, ведь инструментов много? Необходимо управлять инструментами, организовать их. Оркестром управляет Дирижер.
Поместить на мольберт иллюстрацию – дирижер управляет оркестром.
Послушайте музыкальное произведение композитора П. И. Чайковского. Определите ее характер, настроение.
Слушание «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского в симфоническом исполнении.
Я буду называть слова, если они передают характер музыки, то вы в знак согласия хлопните в ладоши 1 раз. Прозвучавшая музыка хитрая, легкая, прыгучая, четкая, храбрая, плясовая, угрожающая, мягкая, скачущая, крадущаяся, гордая, ласковая, протяжная, бодрая, строгая, убаюкивающая, уверенная.
Предложить повторить слова – термины, характеризующие музыкальное произведение.
Что можно делать под такую музыку? (Маршировать.) Это произведение называется «Марш деревянных солдатиков». (Показать иллюстрацию)
Дети маршируют, ориентируясь по карточкам, на которых изображены: ходьба змейкой, по кругу друг за другом и врассыпную, которые педагог показывает по очереди, меняя на каждую музыкальную часть.
Марш – первый жанр в музыке, о котором мы говорили раньше на занятиях. А теперь исполним этот марш оркестром.
Выберите инструменты, на которых можно передать четкие, твердые, уверенные шаги деревянных солдатиков? Хоть они и игрушечные, но солдаты - храбрые, смелые, бесстрашные и отважные.
Дети самостоятельно выбирают себе инструмент из предложенных: болтушки (механизм из неваляшки, металлофоны, колокольчики, бубны, маракасы, дудочки, ложки и т. д.
Повторное слушание, сопровождающее игрой на детских музыкальных инструментах.
Кем вы сейчас были? (Музыкантами оркестра) Музыканты исполняют музыку, созданную композитором. Поэты пишут к музыке стихи и получается Песня. Назовите профессию человека, исполняющего песни? (Певец, Певица)
У каждого из вас есть свой музыкальный инструмент – голос. Давайте приготовим его к пению, распоемся.
Попевка «Труба» Е. Тиличеевой
(«Та-ра-ра…» сначала пропевают хором, затем по одному – на кого укажет дирижерская палочка.)
А теперь исполним знакомую вам песню. (Узнавание по вступлению песни на выбор музыкального руководителя). Предложить исполнить ее хором без музыкального сопровождения.
Проводится небольшой эксперимент - дети пытаются самостоятельно исполнить песню без аккомпанемента, музыкальный руководитель подводит их к принятию решения – без дирижера нет слаженности в хоровом исполнении.
Исполнение знакомой песни без аккомпанемента с дирижером
Музыкальный руководитель дирижирует хором.
Итак, кем вы были сейчас, когда исполняли песню? (Певцами хора.)
А кем была я? (Дирижером хора.)
В Челябинске живет композитор Елена Поплянова. Она пишет песни для детей, эти песенки живут в чудесной книжке «Жили-были Трали-Вали» (Показывает книжку.)
Знакомство - слушание новой песни «Барабулька» Е. Попляновой.
Вы знакомы с Барабулькой? (Показывает мягкую игрушку ежика с Барабулькой на носу.) Это шуточная песня – небылица. Услышит такую необычную песенку капризуля и перестанет рыдать. Что вам напоминает вступление? (Плачет, капризничает ребенок.)
Педагог предлагает озвучить вступление – дети капризничают, ноют, плачут.) и послушать о чем поется в песне. На припев действуют по содержанию песни - ритмично шлепают по коленкам, машут ладошкой.
Танец-импровизация «Барабулька и ежик».
Вот и еще два жанра в музыке – песня и танец. (Вспоминают и перечисляют все 3 жанра.)
Музыкальный руководитель показывает альбом с изображением музыкальных профессий.
В этом альбоме представлены музыкальные профессии, о которых мы сегодня говорили. Сейчас перед вами выступят артисты театра пантомимы. Они жестами, движениями, мимикой покажут те музыкальные профессии, которые представлены в альбоме. А вы их должны узнать и назвать.
Игра-пантомима «Угадай и назови профессию».
Педагог показывает по очереди каждому из выбранных детей страничку из альбома, а они изображают профессии. Дети узнают и называют профессии кроме любой одной. Какую профессию не изобразили? Дети вспоминают и называют. Альбом и музыкальная коробочка передаются в группу в музыкальный уголок для выполнения творческих заданий.
Дружите с музыкой! Музыка - настоящий друг. Она придает силы человеку, помогает быстрее выздороветь и создает хорошее настроение. И может быть кто-нибудь из вас выберет профессию, связанную с музыкой и весь мир услышит ваше имя…