Татьяна Рудакова
Конспект НООД «Мир потешек и прибауток» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НООД «Мир потешек и прибауток» (2 мл. гр.)
Цель: формирование начала этнического самосознания, интереса к национальной культуре.
Задачи:
1. Развивать умение слушать мордовские народные сказки, вести беседу по их содержанию.
2. Ознакомить с мордовскими потешками и прибаутками, развивать умение инсценировки.
3. Развивать игровую деятельность; активизировать в организации мордовских подвижных игр.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Потешки для детей
- Потешки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Оборудование: кукла в национальном костюме, картинки с животными и птицами, колокольчик, аудиозапись, маски.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
В. Здравствуйте, ребята.
Д. Здравствуйте.
В. Сегодня у нас в гостях к. Катя. Эта к. не обычная. Она-мордовка в национальном костюме. Она приветствует вас на мордовском языке. Шумбратадо. эйкакшт!
Д. Шумбрат, к. Катя.
2. Основная часть.
В. Ребята, как вы думаете, в какой республике она живёт?
Д. В Мордовии.
В. А мы где живём?
Д. Тоже в Мордовии.
В. Правильно. Мордовия –наша республика, богатая и красивая. Люди, которые живут здесь, называются мордва. Они делятся на мокша и эрзя. Кроме мордвы здесь живут русские и татары. Мордовия знаменита своими сказками, потешками, прибаутками, играми.
Мордва имеют свой национальный костюм. Посмотрите, как выглядит мордовская национальная одежда у к. Кати. Она украшена узорами по мотивам мордовского орнамента. Характерная особенность в одежде-это вышивка.
Вам нравится такой костюм?
Д. Да.
В. А сейчас к. Катя приглашает вас в лесную сказку. Идём, ребята. (Дети подходят к доске с картинками)
В. Кого вы видите на картине?
Д. Мышку.
В. Какую мордовскую народную сказку о мышке вы знаете?
Д «.Пугливая мышь».
В. Правильно. На мордовском языке она называется «Пелиця чеерь».
Давайте побеседуем по этой сказке.
Задание: верно ли, что…
1. Сказка называется «Глупый мышонок»( «Пугливая мышь»)
2. Мышка гуляла в парке. (в лесу)
3. На голову мышке свалилась с дуба шишка. (жёлудь)
4. Мышка подумала, что солнце на землю падает. (небо)
5. Мышка,крыса и заяц увидели медведя (волка)
6. Со страху звери поднялись на горку. (свалились в яму)
7. От страха глаза яснее видят (мутнеют)
В. Молодцы! Идём дальше. Кого вы видите на картине?
Д. Заяц,сорока,котёнок.
В. К. Катя приготовила вам мордовские потешки и прибаутки про них.
Послушайте их на мордовском языке,затем разыграем на русском языке.
Нумолнэ. (заяц)
-Тон,нумолнэ,косолить?Тон,ашине,косолить?
-Ошсолиннь,ойминем/седейнем.
-Тосо,нумолнэ,мезде ярснить?
-Капстынеде,ойминем,лопинеде,седейнем.
-Чей,нумолнэ,неидизь/редидизь?
-Неимизь монь,ойминем,редимизь монь,седейнем.
В. Разыграем потешку на русском языке.
(Ребёнок надевает маску зайца)
-Где ты был,заинька/беленький?
-В городе,душенька/миленька.
-Чего ел там,заинька/беленький?
-Ел листочки/капусту душенька/миленька.
-Увидели /заметили тебя,заинька?
-Увидели/заметили меня,душенька/миленька.
Сезяка. (сорока)
-Сезяка/3р. ашо бока
-Ёвтак,мезе тон вешнят?Мезень кувалт чикордат?
-Мезе ёмавтыть,мезе тон правтыть?
-Пештенеть правтынь ды весе ёмавтынь
(инсценировка в маске сороки)
-Сорока/3р. белобока,скажи,что ищешь?
-Ищу мои орешки.
-О чём трещишь?Что потеряла,что уронила
-Орешки уронила и все их потеряла.
Каткине. (котёнок)
-Вай,каткине/2р. ,ков исяк тон якить?
-Якинь бабанень велькстэ ярсамо.
Вальманть колыя,вельксэнть валыя.
-Мейсэ тонь чавидизь?
-Теньстьсэ.
-Кода тон авардить?
-Мяу,мяу авардинь.
(инсценировка в маске кота)
-Ой,кошечка/2р. куда вчера ходила?
-Я ходила к бабушке поесть сметанушки.
Окошко разбила,сметанку пролила
-Чем же тебя били?
-Веником.
-Как же ты плакала?
-Мяу,мяу плакала.
В. Молодцы!Путешествуем дальше. Кого вы видите на картине?
Д. Петушок.
В. Петушок (атякш) .Он предлагает вам сделать пальчиковую гимнастику под
звон мордовского колокольчика (баягине).
Петя,Петя-Петушок,золотой гребешок
Масляна головушка,шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,громко песенки поёшь,
Деткам спать не даёшь?
(движения пальцев по тексту).
В. А сейчас давайте поиграем в мордовскую подвижную игру «В гусей и волка»(«Галынесэ ды верьгизнесэ»).(Ребёнок в маске волка.)
(под мордовскую мелодию)
-Гуси-гуси!
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Серый волк под горой не пускает нас домой.
-Ну летите, как хотите,только крылья берегите.
(волк ловит гусей).
3. Итог занятия.
В. Наше путешествие в лесной сказке закончилось.
1. Кто у нас был в гостях?
2. О какой мордовской сказке беседовали?
3. Что вам понравилось?
В. К. Катя прощается с вами на мордовском языке «Вастомазонок,эйкакшт»
В. Вастомазонок,к. Катя. (До свидания)