Елена Мыльникова
Конспект НОД «Медовое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Медовое путешествие»
Цель: Формировать представление о мёде, его полезных свойствах; познакомить с некоторыми медоносными растениями. Развивать речь, обогащать их словарь, память, кругозор. Воспитывать интерес к природе к цветущим растениям, насекомым, бережное отношение к ним.
Материал: ИКТ «Пчелки» Одноразовые стаканчики с мёдом и ложки, кусочки прополиса, маски пчелок.
Задачи: - расширять знания детей о пчелах;
- развить память, воображение,
- развивать абстрактное мышление и речь детей;
Публикация «Конспект НОД „Медовое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, развивать творческие способности и фантазию;
- формировать у детей интерес к природе, бережное отношение к окружающей природе, насекомым.
- продолжать учить детей разным нетрадиционным способам аппликации познакомить с новым необычным изобразительным материалом;
- учить аккуратно, пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой.
- научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движения, мелкую моторику кистей рук.
Словарная работа: введение в лексику детей слов: улей, пчеловод, пасека, опыление, прополис.
Предварительная работа: Чтение произведения А. Ф. Вороновой «Солнечный денёк», сказок о пчёлах, беседа о пользе мёда, рисование пчел.
Ход НОД:
Воспитатель (держит в руках красочный конверт) :
- Ребята, в нашу группу сегодня пришло письмо, послушайте загадку, от кого оно?
«Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком»
(пчела) (слайд 2)
- Правильно, ребята, это пчела, и она приглашает нас в медовое путешествие. А почему оно так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Но прежде, чем отправится в путешествие отгадайте загадки :
1. В белой шапке стоит дед, если дунешь шапки нет
Дети: Одуванчик (слайд 3)
Воспитатель: 2. Прячет цветок сладкий медок и в названии мёд таится узнаёте?
Дети: Медуница (слайд 4)
Воспитатель: 3. Он и мачеха и мать. Как цветочек этот звать? (показ слайда)
Дети: Мать и мачеха (слайд 5)
Воспитатель: 4. Шарик розовый пушистый дарит пчёлам мёд душистый (показ слайда).
Дети: Клевер (слайд 6)
Воспитатель: 5. Стоит летом золотая сладким мёдом налитая (показ слайда).
Дети: ЛИПА (слайд 7)
Воспитатель: Все эти растения называют медоносами. Как вы думаете, почему их так называют?
Дети: МЕ-ДО-НО-СЫ -это значит, что их цветки наполнены сладким и душистым нектаром. Поэтому нельзя рвать цветы.
Воспитатель:
А вы знаете, откуда берется мед?
Ребенок:
Так устроена природа:
Нет без пчел в природе меда,
Без цветочков нету пчел –
Это я давно учел!
Ответы детей.
Да, его собирают пчелы, но не для людей, а для себя. Пчелы делают запасы на зиму и всю зиму его едят. Ведь пчелы зимой не спят, как медведи, а цветов в это время года нет. Мед едят не только взрослые пчелы, но и их личинки, из которых потом появляются маленькие пчелки.
Люди забирают у пчел не весь мед, а только его часть. Меда хватает всем, и пчелам, и людям.
А где живут пчелы?
Ребенок:
Это улей – в нём живёт
Удивительный «народ».
Он туда-сюда летает,
Сок с цветочков собирает
И пыльцой их опыляет,
Нам природу берегут –
Спасибо, пчёлки вам за труд!
Любят дети кушать мёд,
Он здоровье им даёт!
(слайд 8)
- Люди делают для пчел специальные домики – ульи. В каждом живет большая дружная пчелиная семья. В ней есть королева (матка) и очень много (тысячи) рабочих пчел и трутней. У каждой пчелы есть работа. Рабочие пчелы чистят улей, кормят личинок, греют, проветривают домик, охраняют от врагов, собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу (слайд 9, 10)
Говорят: «Цветы без пчел, а пчелы без цветов не живут». А как вы думаете, почему? (Ответы детей) Чтобы на растениях появились семена, на их цветки должна попасть пыльца с других цветков. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют сладкий цветочный сок-нектар и переносят на лапках цветочную пыльцу. Ведь когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, на лапки и на спинку попадает пыльца. Говорят: «пчелы опыляют цветы». Это значит, переносят пыльцу. Теперь вы знаете, что значит «опыляют».
Воспитатель: Как пчелы собирают нектар и пыльцу?
-У пчелы на задних лапках есть мешочки, которые эти насекомые набивают пыльцой, так что она сбивается в шарики. Их пчёлы несут в улей. Это их еда. Когда мы нюхаем цветы, то можем испачкать нос пыльцой. Сладкий нектар пчела несёт в хоботке в улей, складывает в соты, и ночью выпаривает, то есть машет крылышками, над сотами, пока лишняя влага не испарится. Так получается тягучий, липкий сладкий мёд. Мёд не только лакомство, но и лекарство. Чай с мёдом пьют при простуде и гриппе. Из мёда делают лечебные мази. (слайд 11, 12, 13)
- Как называется то место, где живут пчелы?
- Нас пасеке. (слайд 14)
- А как называют людей, которые ухаживают за пчелами на пасеке?
-Правильно, пчеловодами. (слайд 15, 16)
- Да, ребята, если погода пасмурная и долго идут дожди, пчелы не могут лететь за кормом и тогда люди дают пчелам сладкий сахарный сироп. Если пчелы заболеют, им дают лекарство. На зиму ульи убирают в теплый подвал.
- Раз вы знаете, столько много о пчелах, тогда нам уже пора отправиться в «медовое путешествие»
Воспитатель: «Раз, два – вот и фея теперь я». Я вас превращаю в маленьких пчелок, и под веселую музыку «Вальс цветов» мы отправляемся в путешествие (Под «Вальс цветов» П. И. Чайковского) (слайд 17)
- Вот мы и очутились с вами на волшебной полянке.
Влетает пчелка (девочка).
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут пчелка Майя, я слышала вашу беседу про пчел.
У пчелок всегда много работы.
Надо, чтоб медом наполнились соты.
Дружной семьей мы над садом летаем,
Сладкий нектар на цветах собираем.
- Я вас хочу пригласить в нашу лабораторию.
(Дети проходят за столы)
Посмотрите, что стоит в нашей лаборатории?
Стаканчики с медом.
Воспитатель:. Какого цвета мед?
Дети. Желтый, светло – коричневый
Воспитатель: Почему мед разного цвета?
- Цвет меда зависит от того, с какого цветка он собран, если с подсолнуха, одуванчика- то мед желтый, если с цветов гречки- то коричневый (слайд 18)
Воспитатель: Ребята, а мед пахнет?
Дети. Да, пахнет конфетами, цветами.
Воспитатель: Давайте попробуем, какой мед на вкус.
Дети. Сладкий.
Воспитатель: Раньше люди не умели делать сахар, и вместо сахара и конфет ели мед. Потрогайте пальчиком мед и прижмите пальчик к пальчику. Что с ними происходит?
Дети. Прилипают.
Воспитатель: Значит мед какой?
Дети. Липкий, густой.
Воспитатель: Ребята, мед очень полезен. Кто знает, чем полезен мед?
Дети. С медом пьют чай, когда болеют. (слайд 19, 20, 21)
Воспитатель: Правильно, мед помогает при простуде, когда мы заболеем, медом лечат раны, из меда готовят лекарства. (слайд 19, 20, 21)
Пчелка. Маленькие пчелки приносит много пользы людям, значит нам нужно беречь и защищать наше место обитания, сохранять природу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это- прополис. (слайд 22)
Прополис еще называется пчелиным клеем или бальзамом.
Прополис используется для смазывания щелей, склейки различных частей улья. Он защищает пчел от болезней, а улей от разрушения.
Благодаря прополису, на пчелах нет микробов.
Прополис вместе с травами используют для полоскания горла и ингаляций,
помогает заживлению ран. И даже пчелиный яд применяют в медицине, как лекарство от многих болезней
А сейчас мы с вами отдохнем.
Динамическая пауза: (слайд 23)
«Трудолюбивая пчелка» (по методике «расскажи стихи руками»).
Пчелка трудится весь день Дети руками обрисовывают перед собой круг.
И работать ей не лень. Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.
От цветка летит к цветку, Ритмично взмахивают руками-крылышками.
Клеит на брюшко пыльцу Совершают круговые движения ладонью по животу.
Хоботком нектар сосет, Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклоняются.
За день много соберет. «Раскрывают» перед собой все пальцы.
Унесет нектар тот в улей Обрисовывают в воздухе треугольник.
И назад вернется пулей. Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.
В сотах утрамбует мед, Топают ногами
Скоро ведь зима придет. Ежатся
Будет пчелкам, чем питаться. Имитируют движения ложкой.
Летом надо им стараться. Имитируют накладывание меда в соты. (слайд)
Воспитатель:
-Хорошо мы с вами отдохнули, теперь нас ждут на пасеке. (Звучит фрагмент музыкального произведения Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля».)
(слайд 24)
Пчеловод:
- Здравствуйте, ребята!
Я – пчеловод. У меня случилась беда: разлетелись все пчелы за нектаром и пыльцой. Помогите мне собрать их улей.
Воспитатель: Ребята, давайте, поможем пчеловоду, и сделаем ему пчелок из ниток. Оказывается нитками можно рисовать. Разноцветные ниточки могут украсить ваш рисунок без карандашей и красок, но, чтобы их закрепить на месте, нам понадобиться клей. Готовый контур покрыть сверху клеем, сделать клеевые дорожки, а потом поверх клеевой дорожки накладывать ниточку нужного цвета. Рисунок получиться слегка выпуклым и объемным.
Но прежде чем приступить к работе, давайте разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Пчелиный улей»
Что за дом-кубышка? (Сжимаем кулачки и делаем удивленное выражение лица.)
Кто живет там? Мышка? (Со всех сторон рассмотреть кулачок.)
Нет! Что вы, что вы! (Возмущенно помахать руками.)
Живут в том доме пчелы. (Потрясти кулачок, поднести его к уху, пожужжать.)
Пчелы летают. (Ладони скрестить в запястьях и помахать кистями рук, как крыльями. Пожужжать.)
Деток в домике считают: (Снова сжать кулачок на левой руке.)
Один, два, три, четыре, пять… (По одному освобождать пальцы из левого кулачка.)
Мы не будем им мешать. (Завести руки за спину, - «спрятать»).
Пчелки мед соберут, (Постучать указательным пальцем правой руки по подушечкам пальцев на левой руке.)
И всем деткам дадут. (Указательным пальцем правой руки провести по каждому пальчику левой руки от основания до кончика.)
Самостоятельная деятельность детей. (музыка со слайдами)
- Какая у нас получилась пчелка?
- Мягкая, пушистая.
- Пока наши работы просыхают, мы с вами поиграем в игру "Пчёлы"
Правила игры
Ребята по считалке делятся на две равные команды. Одна команда «пчёлы», другая – «цветы».
Раз, два, три, четыре, пять.
Игру будем начинать.
Пчёлы в поле полетели.
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы.
Мы играем — водишь ты.
Пчёлы сбиваются в тесный кружок, цветы ходят вокруг них и говорят:
Пчёлки, пчёлки,
Жальца – иголки.
Серые, малые,
Крылышки алые.
Поверху летают,
К цветам припадают,
Медок собирают,
В колоду таскают.
Жж-ж-жи!
Затем цветы разбегаются, а пчёлы их ловят. Пчела, поймавшая цветок, говорит ему: «замри», - и цветок стоит на месте, не двигаясь. Когда пчёлы переловят все цветы, они меняются с ними ролями, и игра продолжается.
(слайд 25,26)
Пчеловод: Хорошо мы с вами потрудились, а теперь вас всех приглашаю в кафе «Пчёлка», полакомиться медком.
Посидеть за самоваром рады все наверняка,
Ярким, солнечным пожаром у него горят бока.
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.
Пчё лка: Подходите, не стесняйтесь, присаживайтесь, угощайтесь.
Чай ароматный, горячий и мятный.
С медком и блинком.