Бондаренко Наталья
НОД «Кукла-пеленашка» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 29 «Ёлочка»
Конспект НОД
по познавательному развитию
«Кукла – пеленашка»
для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
Разработала: Н. В. Бондаренко, воспитатель
г. Нижневартовск 2017г
Цель: формирование гармоничного образа семьи у детей дошкольного возраста (4-5 лет, потребность в совместной деятельности.
Задачи:
• знакомство с образом жизни славян, а так же их бытом и семейным укладом;
Публикация «НОД „Кукла-пеленашка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
• закрепить знание родственных связей (мама, папа, бабушка, дедушка, а так же кем кому приходится родственник в семье;
• систематизировать представления о куклах- оберегах, изготовленных своими руками;
• формировать умения ориентироваться на куске ткани, закрепляя пространственные представления;
• формировать представление о влиянии доброго слова и доброго дела на чувства родных и близких людей;
• развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, произвольное внимание, наглядно-образное мышление;
• воспитывать чувства любви и привязанности к своей семье, уважения к её традициям
Предварительная работа: разучивание русской народной колыбельной
«Ай, люли, люли, люли»; рассматривание кукол ручной работы из лоскутов ткани: кукла-семиручка, кукла-кубышка.
Методы и приё мы:
• наглядный (наблюдение, демонстрация наглядных пособий);
• словесный (художественное слово, рассказ, беседа, пояснения, вопросы);
• игровой (игровая ситуация, подвижная игра);
• практический (сравнение, сопоставление)
Материалы и оборудование: кукла- младенец в колыбели, цветные платочки по количеству детей, лоскуты цветной и белой ткани квадратной формы, красная шерстяная нить, цветная атласная лента.
Активизация словаря: оберег, пелёнка, свивальник, кукла-пеленашка.
План проведения НОД:
Этапы занятия Временная реализация
1. Организационный момент 3 мин.
2. Практические задания 14 мин.
3. Итог занятия 3 мин.
Ход НОД
1. Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель:
Вместе с солнышком встаём,
Вместе с птицами поём.
С Добрым утром!
С ясным днём!
Вот как дружно мы живём!
2. Практические задания
Раздаётся плач младенца в колыбели, воспитатель берёт его на руки и качает.
Воспитатель: - Ребята, младенец громко плачет, никак не хочет спать. Как же нам ему помочь? (спеть колыбельную песню)
Звучит колыбельная музыка, дети поют колыбельную и качают по очереди младенца
Воспитатель: - Ребята, наш младенец уснул. А когда проснётся, что можно сделать, чтобы он вновь не плакал? (покачать, поиграть, сказку рассказать).
Воспитатель: - совершенно верно, можно с ним поиграть.
Воспитатель показывает детям куклу-пеленашку.
Когда в семье рождался ребёнок, папа делал колыбель для него, а мама с бабушками делали куколку. Но не простую, а куклу-оберег. Вот такая куколка лежала в колыбели у младенца и оберегала его от болезней и защищала от нечистых сил. И называли её кукла-пеленашка, это самая первая кукла у ребёнка.
Воспитатель: -А у нашего младенца есть такая кукла-пеленашка? (нет, но мы её сделаем сами).
Дети присаживаются за круглый стол, где лежат лоскуты разной ткани и цветные ленты
Воспитатель: Для изготовления куклы-пеленашки брали старую, но чистую одежду бабушек и дедушек. Разрывали её руками на лоскуты разной величины.
- Возьмите белый лоскут ткани, на какую геометрическую фигуру он похож? (прямоугольник).заворачиваем ткань в трубочку, наши предки скручивали и раскручивали ткань 7 раз и делали это не спеша с молитвами и благими мыслями.
Дети скручивают белую ткань в трубочку
Воспитатель: - А потом эту скрутку оборачивали красной ниткой, при этом мама наговаривала лучшие пожелания своему малышу.
- Что мы пожелаем нашему младенцу? (Будь мой малыш здоровеньким, крепеньким, хранимый Богом, расти умненьким-разумненьким и т. Д.)
Воспитатель: - теперь завяжем узелок, это пуп у куколки; далее отступаем и завязываем, обозначаем голову кукле. Вот и тельце нашей куколки готово. Теперь нашу куколку надо одеть. Выберите красивый лоскут ткани, на какую геометрическую фигуру он похож? (квадрат). Это будет платочек для нашего младенца.
Динамическая пауза «У кого такой платочек?»
Воспитатель: В давние времена девушки играли с платочками
Дети выходят в круг с платочками в руках
У кого такой платочек
Тот пойдёт ко мне в кружочек.
Мы платочками помашем
И все весело запляшем.
Мы возьмём за уголочки
Наши яркие платочки
И поднимем выше, выше
Выше наших ребятишек
Дети пляшут с платочками под музыку
Дети присаживаются за круглый стол
Воспитатель:
- Платочек складываем так, чтобы получился треугольник и повяжем его на голову куколке. Сразу вырисовывается лицо маленького младенца.
- Сейчас его надо запеленать, берём зелёную пелёнку, подворачиваем её и пеленаем куклу. Теперь у нас в руках настоящая кукла- пеленашка.
- Дальше осталось закрепить пелёнку свивальником, т. е. младенца надо свить, чтобы он не мог пошевелить ни ручкой ни ножкой, от этого дети спали крепко. В старину считалось, что крестиков должно быть нечётное количество (3 штуки).
Дети пеленают куколку и связывают её атласной ленточкой
Воспитатель: - Вот и готова наша кукла – пеленашка.
Раздаётся плач младенца дети подходят к колыбели.
3. Итог занятия.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы успели сделать куклу-пеленашку пока наш малыш спал. Кому её можно ещё подарить? (сестрёнке, маме, будущему братику и т. д.).
Воспитатель: - Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что было трудно?