Елена Пролеева
НОД конспект интегрированного занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну пчёл»
НОД конспект интегрированного занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну пчёл»
Выполнила: педагог-психолог Пролеева Елена Анатольевна
Цель. Дать детям представления о жизни пчелы: внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком.
Задачи:
1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «НОД конспект интегрированного занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в страну пчёл“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
2. Развивать умение обобщать; самостоятельно строить связное и выразительное речевое высказывание.
3. Развивать логическое мышление, внимание и память, кругозор;
4. Воспитывать бережливое отношение ко всему живому, воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира
Тип занятия : обучающий, интегрированное
Форма занятия : групповая
Продолжительность: 40 минут
Участники: воспитанники старшей группы
Возраст обучающихся : 5-6 лет
Словарь: ульи, нектар, опылять, пчеловод, пасека.
Оборудование и материалы: телевизор, магнитофон, фонограмма мелодии Вальс цветов” П. И. Чайковского, мультфильм (4 серии мультсериала «Пчелография», серия «Пчелиные профессии», предметные картинки с изображением пчел, ульев, одежды пчеловода и т. п., картинки с изображением цветов, картинка с черно-белым изображением пчелы для самостоятельной работы, цветные карандаши.
Предварительная работа: воспитателя: чтение дополнительной литературы, написание конспекта занятия, подготовка оборудования и материалов; детей : рассматривание иллюстраций
Методы, используемые на занятии :
- эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений.
- социальные методы: создание эмоционально – нравственных ситуаций.
- словесные методы: рассказ, прослушивание, беседа.
- наглядные методы: использование наглядных материалов, использование видеоматериалов.
Структура занятия :
Этап занятия содержание время
1. Введение Дети осматривают помещение группы и находят картинки с изображением пчел, садятся на рабочие места. Воспитатель объявляет тему занятия 3 мин
2. Основная
(теоретическая) часть Рассматривание картинок.
Знакомство детей с пчелами, их внешним видом, особенностями, образом жизни, пользой для растений и человека. 15 минут
3. Физкультминутка «Вальс цветов»
Дети танцуют, кружатся, изображая пчел под музыку «Вальс цветов» П. И. Чайковского 3 мин
4. Практическая часть
Просмотр 4 серии мультсериала «Пчелография», серия называется «Пчелиные профессии»
10 минут
5. Физкультминутка «Трудолюбивая пчела»
Воспитатель читает стихотворение и выполняет движения, дети повторяют за ним 3 мин
6. Подведение итогов занятия (рефлексия)
Дети при помощи воспитателя подводят итог занятия, рассказывают, что нового они узнали, чему научились. 6 мин
Ход занятия:
1. Введение
Заметили ли вы, ребята, что наша комната сегодня стала какой-то необычной: на стенах, столах вы видите картинки. (Приложение. Рисунки 1-6) Кто на них изображен? (дети отвечают.) Правильно, это насекомое пчела. Сегодня мы с вами совершим путешествие в одну очень интересную страну. Только одни мы можем заблудиться в чужой стране, поэтому у нас будет помощник- проводник. Отгадайте, кто это:
По полям она летает,
И цветочки опыляет.
В ульях обществом живет.
Мед в тех ульях круглый год!
А для тех, кто ей мешает
Она жало поднимает!
Лапок шесть и два крыла,
Все зовут ее … (пчела)
Правильно - это пчела. А зовут её Жу-жу. Знакомьтесь (воспитатель открывает ширму на доске и показывает детям изображение пчелы) (Прилождение, рисунок 7) А теперь скажите мне, кто из вас догадался в какую страну сегодня мы совершим путешествие? (дети отвечают) Правильно, мы отправимся путешествовать по Стране пчёл!
2. Основная (теоретическая) часть
Ребята, вы уже поняли, что Жу-жу прилетела к нам не одна, с ней прилетели ее подруги-пчелы. Они изображены на картинках, лежащих на ваших столах. А вот эту картинку принесла с собой Жу-Жу, внимательно посмотрите на её (Приложение. Рисунок 8). Кто изображен на этой картинке? (дети отвечают) Правильно, тоже пчела. Я попрошу вас рассмотреть эту картинку, а мы с Жу-Жу расскажем вам о пчёлах :
«Пчела - это насекомое. Тело её покрыто яркими, маленькими волосками черного и желтого цвета. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видит пчела синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. Крылышки у пчел тонкие, трудно им бороться с сильным ветром, поэтому в плохую погоду пчелы из ульев не вылетают. А на ногах у пчелы – целый набор инструментов. Есть и кисточки, ими пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она переносит пыльцу. А вот хоботком пчела достает нектар. Есть у пчелки и защита- это жало.» Скажите, есть ребята, кого кусали пчелы, это больно? (дети отвечают)
А теперь посмотрите на новые картинки (Приложение. Рисунок 9-11) Живут пчелы большими семьями в ульях, так называются их домики,. Это новое слово, запомните его. Есть даже такая пословица: «Одна пчела много меду не наносит». Как вы ее понимаете? (Ответы детей) Действительно, чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. Вот и живут пчелы большими семьями. А в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибнет.
Говорят: «Цветы без пчел не живут». А как вы думаете, почему? (Ответы детей) Чтобы на растениях появились семена, на их цветки должна попасть пыльца с других цветков. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют сладкий цветочный сок-нектар (новое слово) и переносят на лапках цветочную пыльцу. Говорят: «пчелы опыляют цветы». Это значит, переносят пыльцу. Теперь вы знаете, что значит «опыляют».
Пчелы приносят большую пользу людям. Из всех насекомых они самые близкие друзья человека. Люди, которые занимаются разведением пчел, называются пчеловодами. Это новое слово, запомните его. У пчеловода специальная одежда. Посмотрите, как она выглядит. (Приложение. Рисунок 12). Почему, как вы думаете, именно такую одежду надо надевать пчеловоду, когда он идет на пасеку работать с пчелами? (дети отвечают). А какое новое слово вы только что услышали? (дети отвечают) Правильно, пасека - это специальное место на улице, где находятся ульи с пчелами.
Ребята, а вы любите мед? (Ответы детей) Мёд дают пчелы. (Приложение. Рисунок 13). Кроме мёда, пчелы производят воск, прополис, из которых делают различные лекарства, помогающие заживлению ран, при простуде. Из воска, так вы думаете, что делают? (дети отвечают) Правильно, восковые свечи. И даже пчелиный яд применяют в медицине, как лекарство от многих болезней.
3. Физкультминутка «Вальс цветов»
Ребята, а сейчас Жу-Жу предлагает вам превратиться в маленьких пчёлок, и полетать от цветка к цветку, покружиться под чудесную музыку. А когда она остановится, каждый “сядет” на свой цветок. (Под “Вальс цветов” П. И. Чайковского дети танцуют, а в конце музыки садятся на картинку с цветками, разложенные на полу) (Приложение, рисунок 14-18).
4. Практическая часть
А теперь ребята, пчелка Жу-жу приглашает нас посмотреть мультфильм «Пчелиные профессии». (дети просматривают мультфильм) Скажите и каких пчелиных профессиях рассказала вам Жу-жу в мультфильме? Пчелы - уборщики, охранники, разведчицы, добытчицы, трутень, фрейлины, королева и др.
На ваших столах, пока вы смотрели мультфильм, Жу-жу разложила листочки с изображением пчёлки, и карандаши. Только Жу-Жу очень торопилась и не успела дорисовать. Вам надо взять карандаши, дорисовать и разукрасить своих пчёлок. (Приложение, рисунок 19)
5. Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка»
Вы все молодцы, много работали, а сейчас давайте немного отдохнем. Встали все из-за столов, смотрим не меня. Я буду читать вам стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
«Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками.)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)
За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы.)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет.)
И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами.)
Скоро ведь зима придет. (Поеживание.)
Будет пчелкам, чем питаться. (Имитация движения ложкой.)
Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты.)»
6. Подведение итогов занятия (рефлексия)
Вот и подошло к концу наше занятие, расскажите мне ребята, что нового вы сегодня узнали? (дети отвечают) мы узнали о жизни пчел.
Расскажите, пчела какая? (дети отвечают) (Маленькая, полосатая, трудолюбивая, мохнатая, желто- черная.)
Какой звук издает она при полете? (дети отвечают).
Назовите части тела пчелы (дети отвечают).
Как передвигается? (дети отвечают).
Чем питается? (дети отвечают).(нектар)
Что значит опылять? (дети отвечают)
Как называется место, где стоят ульи с пчелами? (дети отвечают)
Пользу или вред приносит природе? (дети отвечают)
Какую пользу или вред приносит человеку? (дети отвечают).
Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)
Как называется дом, где живет семья пчел? (улей.)
Что делает пчела? (Носит мед.)
Как называется человек, который разводит пчел? (пчеловод)
Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего?
А пчела Жу-жу улетает на красивые цветочные поляны, чтобы вместе со своими пчёлками-сестричками собирать мёд, вкусный и полезный для здоровья человека. На территории нашего детского сада тоже много цветов. И среди них вы можете увидеть пчёл, которые собирают мёд. Не рвите цветы, не тревожьте пчёл, сохраняйте удивительную красоту природы!
Литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М. : Педагогика, 1991.
2. Лидин А. Серия книг «Природа вокруг тебя», «Неутомимые работницы». Волгоград. Кооператив «Книга». 1994.
3. Развитие речи и речевого общения /Под ред. О. С. Ушаковой. М. : РАО, 1995.
4. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. : Академия, 2006.
5. Т. А. Шорыгина. «Насекомые. Какие они?». Москва 2001.