Светлана Губанова
НОД грамота «Путешествие в страну Звукляндию»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект НОД
выполнила
воспитатель высшей
квалификационной категории
Губанова Светлана Васильевна
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 4-х ч. Часть 4. Образовательные программы для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста/Под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунееевой. - М. : Баласс, 2012. - 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Публикация «НОД грамота „Путешествие в страну Звукляндию“» размещена в разделах
Возрастная группа подготовительная (6-7лет)
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием «Путешествие в страну Звукляндию»
Направление образования и развития (Образовательная область) : «Обучение грамоте» По дороге к азбуке.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о составе речи (предложение, слово, слог, звук).
Задачи:
Закрепить умение определять количество предложений в тексте, графически изображать их; делить слова на слоги, ставить ударение; выделять звуки и подбирать слова на определенный звук, находящийся в начале, середине и конце слова.
Продолжать формировать навык проведения звукобуквенного анализа слов.
Упражнять в руку ребенка в штриховке предметов прямыми, волнистыми, овальными линиями.
Совершенствовать навык слогового чтения.
Способствовать укреплению мелких мышц пальцев.
Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, точность движений во время штриховки, глазомер.
Воспитывать любовь к родному языку, доброжелательное, внимательное отношение к ответам других детей.
Виды деятельности:
игровая, частично-поисковая, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в малых группах.
Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры, решение проблемной ситуации, введение в воображаемую ситуацию.
Оборудование:
пособие «По дороге к азбуке» 3 часть Р. Н. Бунеев, карточки с рядами букв, картинки на разные звуки, билеты с изображением букв, раздаточный материал на каждого ребенка - схемы, буквы.
Предварительная работа: д/и «Подбери словечко» - упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в разных частях слова.
д/и «Зашифрованное слово» - закреплять умение детей читать слова, восстанавливать нарушенное изображение букв.
Словарная работа: азбука, шипящие звуки, свистящие звуки, дружные звуки.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
Дидактическая игра «Цепочка слов» на закрепление ранее пройденного материала. Игровые задачи: Упражнять в дифференциации изученных звуков.
Воспитатель называет первое слово «весна» и передаёт мяч ребёнку. Дети выстраиваются полукругом. и придумывают слово на последний звук и передают мяч следующему ребёнку по кругу (например «весна» - «арбуз»)
Создание затруднения. Проблемная ситуация:
Педагог сообщает детям о том, что наши друзья Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова прислали письмо. И предлагает детям прочитать его. (Ребята, мы обошли весь город Звуков и отправились в Страну Азбуку. Но в этой стране побывал Буквоед. Он зашел на «буквенную поляну» и собрал буквы, но не все. Некоторые успели спрятаться. И нам нужно их найти. Ребята помогите найти буквы)
После прослушивания письма педагог предлагает детям откликнутся на просьбу друзей.
Предлагает посовещаться и высказать свои варианты помощи в спасении букв.
Дети рассматривают и слушают
Дети высказывают свои предположения.
II. Основная часть
Изложение нового материала
Педагог предлагает отправиться в волшебную страну Азбуку. Но прежде чем туда отправиться нужно пройти испытание.
Первое задание:
Вы знаете, чем буквы отличаются от звуков?
Какие бывают звуки?
Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Второе задание:
Д/игра. Раздели слова на длинные и короткие.
Игровые задачи: Закреплять умение производить звукобуквенный анализ слова.
Педагог отмечает, что все дети справились с заданием и просит детей угадать на чем же они туда отправятся. Это слово начинается на звук П. (поезд)
Педагог сообщает детям, о том чтобы поехать на поезде, нужно приобрести билеты. На каждом билете есть загадка, ее надо отгадать.
Загадки:
Айболиту все сперва,
Говорили букву. (А)
Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву. (О)
Давно известно детям всем:
Корова знает букву. (М)
Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву (Б)
Целый час жужжит уже,
На цветочке буква. (Ж)
На одной стоит ноге,
Любят гуси букву. (Г)
Для шипенья хороша,
В алфавите буква. (Ш)
Узнаешь сразу ты её -
С двумя глазами буква. (Ё)
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква. (Х)
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква. (Ы)
Не получится борща,
Если нет в нем буквы. (Щ)
Точит коготь на крыльце
Царапучка буква. (Ц)
Половинку от жука
Составляет буква. (К)
Я, очки на нОс надев,
Стану сразу буквой. (Ф)
Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву. (У)
Педагог просит детей занять свои места в поезде и сообщает детям, что они отправляются на встречу волшебной стране АЗБУКЕ.
Чтобы нам в дороге было нескучно, мы будем читать чистоговорку.
Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.
Педагог просит обратить внимание на закрытые ворота в страну АЗБУКИ. Сообщает детям о том, чтобы открыть ворота, нужно выполнить еще одно задание.
Буквы все рассыпались, надо их собрать и сложить волшебное слово.
Слово это – название волшебной страны.
После выполнения задания педагог хвалит детей.
Работа в рабочей тетради
Педагог просит детей открыть Азбуку и поздороваться с друзьями.
Педагог просит посмотреть на картинку и назвать буквы, которые их встречают. Затем закрасить им одежду тем цветом, в какой они любят ходить.
Физминутка
Руки в стороны взмахните, и на пояс опустите
Шаг на месте -1,2,3, плечи шире разверните
Проведё м сейчас игру: все присядем, скажем «У»
Быстро встанем скажем «А» - -снова тихо за дело.
Работа с раздаточным материалом.
Педагог предлагает поработать в парах, и просит детей выполнить звукобуквенный анализ слов по карточкам. (чашка, кошка, синица, шишка, курица, ложка.)
После выполнения задания по карточкам, любым желающим ребенком выставляется на демонстративной доске с помощью демонстрационного материала результат.
Работа на демонстрационной доске.
Педагог просит назвать буквы в каждом ряду и отгадать, какая из них лишняя, и объяснить почему.
Педагог хвалит детей за выполненное задание.
Д/и «Найди место звука в слове»
Игровые задачи: Упражнять в дифференциации изученных звуков; выявить уровень овладения навыком чтения.
Педагог просит обратить внимание детей на буквенную поляну сказочной страны АЗБУКИ и поочередно назвать место заданного звука в слове, если место звука называется правильно - карточка переворачивается.
Закрепление полученной информации в новых условиях.
Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?
Молодцы, ребята! Все очень хорошо потрудились. Справились со всеми заданиями.
Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими друзьями, мы еще не раз вернемся в эту страну.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Детям предлагается выбрать смайлик и обосновать свой выбор, рассказать о своих впечатлениях. Сообщить, о чем расскажут своим родителям. Дети, сидя на ковре полукругом слушают взрослого
Дети отвечают на вопросы
Дети подходят к столу воспитателя и выстраиваются полукругом. Перевернутые картинки лежат изображением вниз. Дети выбирают картинку, называют слово, и определяют какое оно – длинное или короткое
Дети угадывают слово
Дети отгадывают загадки и получают билет
Дети занимают свои места в поезде
Дети, положив руки на плечи друг другу, изображают поезд и произносят чистоговорку:
Останавливаются возле ширмы с картинкой ворот с замком.
Дети собирают слово (АЗБУКА) из букв
Дети садятся за столы и работают в индивидуальных тетрадях, затем меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку выполнения правильности задания.
Дети выполняют движения по тексту.
Дети сидят за столами и работают парами, советуются друг с другом.
Дети выполняют работу, комментируя свои действия вслух.
Дети называют буквы и отгадывают какая из них лишняя обосновав свой ответ.
ДЛАЗВ (А – гласная среди согласных)
АОУЭЫИЙ (Й - согласная среди гласных)
ЧШЩЦЖ (Ц – свистящая среди шипящих)
ЕЮИЯ (И – не обозначает дружный звук)
СЗЦЧ (Ч – шипящая среди свистящих)
Дети играют по правилам. Отвечают на вопросы педагога и выкладывают слово «МОЛОДЦЫ»
Дети отвечают на поставленные перед ними вопросы.