Ольга Леонидовна Шиапова
НООД для детей с нарушением зрения в старшей группе детского сада «Ваши права, дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий совместной образовательной деятельности взрослого и детей образовательной области «Социализация» в старшей группе.
Тема: «Ваши права, дети»
Цель занятия: дать детям знания о гражданских правах и обязанностях.
Программное содержание:
Публикация «НООД для детей с нарушением зрения в старшей группе детского сада „Ваши права, дети“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной форме; дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, отчество, на проживание в семье, право на гражданство. Закрепить понятие «семья», «отношения в семье».
Упражнять в словообразовании на примере имен: подбор суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением, признаков. Активизировать словарь за счет новых слов (полное имя, отчество, свидетельство о рождении, семья, внук, внучка, родственники, документ, генеалогическое древо, Конвенция, право).
Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Материал к занятию: Конвенция о правах ребенка, символы – права детей, фотографии членов семьи, генеалогические деревья, свидетельства о рождении, коляски с куклами, иллюстрации с изображением семьи, герба России, мяч.
Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Семья», рассматривание семейных альбомов, разучивание стихотворений о семье.
Ход деятельности.
Организационный момент «Положи в шкатулку доброты доброе слово» (проходя на стульчик, дети называют «добрые слова»и кладут в шкатулку свою фотографию).
Звучит запись плача ребенка.
Воспитатель. Как вы думаете, кто это плачет?
Дети. Маленький ребенок.
Воспитатель. Да, с таким плачем рождаются все дети. (Показывает коляски с куклами-младенцами). Посмотрите и скажите, эти новорожденные отличаются чем –нибудь друг от друга? А что это у них? (Обращает внимание на руки кукол, где прикреплены манжетки с указанием даты рождения.) Новорожденных детей отличить друг от друга очень трудно, имен у них нет, есть только такие манжетки с цифрами. Когда вы родились, у вас тоже были манжетки. Спрашиваю у детей, когда они родились? Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей бирке?
Как вы считаете, зачем люди придумали имена?
Ответы детей.
У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Прочитав имя, мы можем найти вашу работу по рисованию или лепке. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему, говорят о нем.
Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя. (Повторяем фразу с детьми несколько раз, выставляем на доску символ «Право на имя»)
Когда ребенок рождается, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожелания. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя». Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи свое имя». И это значит – не поступай плохо.
Воспитатель рассказывает значение имен детей. (Достает из шкатулки фотографии детей, которые они положили вначале занятия).
Ксения – в переводе с греческого – гостья.
Евгений – благородный, смекалистый.
Кристина – добрая.
Ангелина – ангельская, похожая на маму.
Артем – невредимый, безупречного здоровья.
Виктория – победительница.
Варвара – доброе и улыбчивое создание.
Максим – величайший, многим интересуется.
Егор – упрямый, умный.
Екатерина – чистая, непорочная.
Алиса – обаятельная, всеобщая любимица.
Дмитрий – волевой, трудолюбивый.
Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Давайте поиграем в игру «Назови ласково» (игра для развития прослеживающей функции глаз).
Воспитатель. Когда рождается человек, ему дают имя и он получает документ «Свидетельство о рождении», где указаны его имя и гражданство.
Рассматривание детских «Свидетельств о рождении» (графы, печать, герб, его значение).
Воспитатель уточняю, если на документе изображен герб России, значит он гражданин России. В какой стране мы живем?
Дети отвечают.
Вы имеете право не только на имя, но и на гражданство той страны, где родились. Вы граждане России. Ребенок имеет право на гражданство.
(Повторяем с детьми фразу несколько раз, выставляем на доску символ «Право на гражданство).
В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя с отчеством, которое дается вам по имени вашего отца.
Игра «Когда я буду взрослым» или «Давайте познакомимся».
(Дети, передавая мяч друг другу по кругу называют свое полное имя)
А еще в вашем «Свидетельстве о рождении» записаны ваши родители? Ребята, плохо или хорошо иметь родителей и для чего вам родители?
Ответы детей.
Воспитатель. Дети должны и имеют право жить в семье. Что такое семья, для чего нужна семья? Вместе с детьми формулируем понятие «семья» - это близкие родственники, которые заботятся друг о друге и живут вместе. Игра с мячом (дети произносят слова стихотворения отбивая мячом о пол)
Воспитатель: Я спросил у муравья:
«Для чего нужна семья?»
Дети : Просто вместе легче жить
И работать, и дружить.
Воспитатель: Вместе мама, папа, я –
Называемся семья,
Дети : По фамилии одной
Мама, я и папа мой.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы и разложить фотографии членов своей семьи.
Воспитатель. Я принесла необычное дерево, и кружки, на которых изображены члены семьи. Это – генеалогическое дерево. Генеалогия – это собрание сведений о происхождении и родстве членов семьи. Давайте попробуем составить генеалогическое древо и понять, что это такое. На примере одной семьи рассмотрим, кто в ней живет, и обозначим ее членов кружочками. У мамы есть мама? Кем она является для вас? А мамин папа? Корни – это наши дедушки и бабушки, ветки - родители, листья и плоды _-это дети. Давайте распределим своих родственников на генеалогическом древе.
Дети размещают фотографии на своем древе. Рассматриваем 1-2 древа вместе.
Воспитатель. Так какой должна быть семья?
Дети. Дружной, большой, крепкой, заботливой, трудолюбивой, любимой.
Воспитатель. Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.
(Повторяем фразу все вместе и выставляем на доску символ «Право на проживание в семье»)
Воспитатель. Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?
Дети. (С опорой на символы) Право на имя, гражданство, проживание в семье.
Воспитатель. Все ваши права записаны в этой книге. Называется она «Конвенция о правах ребенка». Рассматриваем иллюстративное изображение прав ребенка. О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.