Марина Лобастова
НОД занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-систематизировать знания о зиме и зимних явлениях;
-обогащать и активизировать словарный запас по теме;
-учить выстраивать полные и чёткие предложения.
Коррекционные:
-развитие глубокого вдоха и выдоха;
-учить образовывать относительные прилагательные;
-упражнять в подборе к словам-действиям и словам-признакам слова-предметы;
-совершенствовать произносительные умения;
-развивать артикуляционную моторику, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
-учить жить в гармонии с собой и окружающим миром;
Публикация «НОД занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы;
-формировать умение слушать друг друга.
Оборудование: зеркала, мяч, презентация, видео (природа зимой).
Ход НОД
1. Организационный момент: игра «Жил-был я».
Логопед предлагает детям посмотреть на себя в зеркало, назвать ласково своё имя, а затем пропеть его. Просит посмотреть на себя и сказать: «Какой я хороший! Как я себя люблю!», а затем улыбнуться своим друзьям.
2. Основная часть.
Логопед. Послушайте сказку.
«Проснулась девочка утром и увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она вскочила с кровати, побежала к окну и ахнула. За окном всё было белым. Пушистый белый ковер лежал на земле, мохнатые белые шапки нахлобучили деревья. Белыми платками покрылись крыши домов. Посреди двора сидел белый кот. А в воздухе кружились белые пушинки. Девочка быстро оделась и побежала во двор. Из белого снега она слепила белую снежную бабу. И только глаза у снежной бабы были чёрными, а нос красным».
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Беседа.
-В какой сказке мы побывали? (Мы побывали в белой сказке.)
-Почему она так называется? (Потому что в ней всё белое.)
-Что было белым? (Белый ковёр на земле. Белые шапки на деревьях. Белые платки из снега на крышах. Белый кот сидел во дворе. Девочка слепила белую снежную бабу.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(слайд 1)
Логопед предлагает детям посмотреть на экран и послушать стихотворение.
Раз-два-три, раз-два-три,
На картинку посмотри:
В гости к нам зима пришла,
Много снега принесла.
Всё в снегу – земля, дома,
Здравствуй, зимушка-зима!
-Какое время года наступило? (Наступила зима.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Релаксация (природа зимой)
(видеосюжет)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(слайд 2-пустой)
Логопед. Зима наступает после осени, 1 декабря. Когда наступает зима?
(Ответ индивидуальный, а потом хоровой)
Чистоговорка «Холода»
Да-да-да – вот настали холода.
Дети хлопают в ладоши.
Ды-ды-ды – дым идёт из трубы.
Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
Ду-ду-ду – я на лыжах иду.
«Скользят» ладонями друг о друга.
Ди-ди-ди – ты меня в снегу найди.
«Пробегают» указательными и средними пальчиками по бёдрам.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Всю ночь на землю падал снег.
Его хватило бы на всех.
А утром всё белым-бело,
Дома, дороги замело.
Снег на деревьях и домах,
Он на крылечке и кустах.
(слайд 3)
-Что бывает зимой? (Зимой идёт снег. Земля покрывается снегом.) Пробел (Деревья зимой стоят голые, без листьев. Зимой они тоже покрываются снегом.) Пробел. (Люди надевают тёплую одежду.) Пробел (Дети катаются на санках, лыжах и коньках; лепят снеговиков; играют в снежки.)
(слайд 4–пустой)
Дыхательное упражнение «Снегопад»
Игрок поднимается на скамейку и сдувает снежинки на детей.
Снежинок много я собрал,
Ветерочком лёгким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игры с мячом: дидактические упражнения
1.«Угадай предмет по его признакам».
Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный … (снег).
Красивый, забавный, смешной, большой, снежный … (снеговик).
-Что я называла? (Вы называли признаки.) А вы что угадывали? (А мы угадывали предметы.)
2.«Отгадай предмет по его действиям».
Кружится, падает, тает, вьётся, сверкает, искрится … (снежинка).
Трещит, ломается, тает, плывёт, намерзает … (лёд).
-Что я называла? (Вы называли действия.) А вы что угадывали? (А мы угадывали предметы.)
3.«Скажи наоборот».
Летом дни жаркие, а зимой - … холодные.
Летом день длинный, а зимой - … короткий.
Весной лёд на реке тонкий, а зимой – … толстый.
Снег мягкий, а лёд - … твёрдый.
Одни сосульки длинные, а другие - … короткие.
4.«Образуй».
Скажите, ребята, какая она, зима?
Холод - … холодная.
Мороз - … морозная.
Стужа - … студёная.
Вьюга - … вьюжная.
Снег - … снежная.
5.«Продолжи».
Зимой метель … (метёт).
Крепкий мороз носы и щёки … (щиплет).
Зимой вьюга в окна … (дует, завывает).
Зимой стёкла в окнах снежными узорами … (покрыты, разрисованы).
Зимой все деревья … (спят).
Под снегом травка зимой … (греется).
Зимой медведь в берлоге … (спит).
6.«Почему так называется?».
Снегопад – … снег падает.
Снегоход - …. по снегу ходит.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Артикуляционная гимнастика «Зима»
Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребят и сейчас попытается их повторить.
1. Язычок боится мороза – острый напряжённый язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
2. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
3. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
4. Язычок прыгает через зубы, как через снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних, то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
5. Сделай язычок похожим на лопату: рот открыт, широкий расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе под счёт до 5.
6. Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
7. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается (6 раз).
3. Заключительная часть: прощание
Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспоминаем, о каком времени года говорили, что сегодня делали … .
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
На улице такой мороз,
Что щиплет уши он и нос.
Пошла на улицу Наташа
Без шапки, шарфа, нараспашку.
И вот теперь моя Наташа
Лежит в тепле, хрипит и кашляет.
Вопросы:
-Почему Наташа заболела?
-Как надо одеваться в мороз?
-Чтобы быть здоровыми на прогулке в зимнее время, надо выполнять правила. Почему нельзя ходить зимой по глубокому снегу? (Можно набрать снег в сапоги, ноги промокнут и заболеешь.) Во время прогулки зимой нельзя брать в рот снег. Почему? (Он грязный, можно заболеть.) Помните эти правила на прогулках зимой, и вы не будете болеть.