Мавлида Шакирова
Неусидчивый ребенок. Что делать?
▼ Скачать + Заказать документы
Неусидчивый ребенок :
Что нужно знать родителям о ребенке?
Большая подвижность характерна едва ли не всем детям дошкольного возраста. Но если неугомонность малыша переходит всякие границы и создает проблемы в общении со сверстниками, с родителями и воспитателями - это сигнал о том, что необходимо проконсультироваться у специалиста. Очень часто к чрезмерной активности добавляются и другие особенности поведения. Прежде всего, это неспособность сосредоточиться, долго заниматься одним и тем же делом, отсутствие целеустремленности. Такую проблему врачи называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Почему у детей формируется такое поведение? Медики называют несколько причин: это и наследственность, и инфекционные заболевания в младенчестве, и даже пищевая аллергия, вызванная искусственными добавками. Но чаще всего к гиперактивности приводят осложнения во время беременности и (или) родов. Психологические особенности ребенка с таким поведением проявляются в следующем:
Публикация «Неусидчивый ребенок, Что делать?» размещена в разделах
• гиперактивный ребенок не может долго удерживать свое внимание на чем-либо;
• ему трудно дослушать собеседника до конца, постоянно перебивает других;
• часто «не слышит», когда к нему обращаются;
• не может усидеть на месте, ерзает на стуле, крутится, вскакивает;
• с удовольствием берется за новое дело, но при этом почти никогда не доводит начатое до конца;
• регулярно теряет свои вещи;
• даже в школьном возрасте ребенок не способен самостоятельно следовать распорядку дня;
• легко забывает все, что его не интересует;
• руки беспокойные, ребенок постоянно что-то крутит, ковыряет, барабанит пальцами;
• спит мало;
• говорит много;
• часто под влиянием эмоций совершает необдуманные поступки;
не любит и не умеет ждать своей очереди;
• движения резкие, неожиданные, в результате окружающие предметы с грохотом летят на пол.
Если перечисленные симптомы вам знакомы, и вы наблюдаете их у своего ребенка, то вам необходимо обратиться к специалистам: к неврологу, психологу. Поставить диагноз может только врач после длительного наблюдения и полного обследования ребенка. Ведь все эти симптомы могут свидетельствовать не только о гиперактивности ребенка, но и о какой-то другой особенности развития. Известны случаи, когда родители таких детей «купившись» на их высокие интеллектуальные способности, отдавали своего ребенка в школу несколько раньше, чем это было необходимо. Ведь если ребенок, например, в 5 лет умеет читать и считает до ста, быстро запоминает стишки, что делать ему в садике? Но не все так просто. Одна из особенностей таких детей – асинхрония развития, т. е. неравномерное развитие. Ребенок действительно по некоторым параметрам опережает своих сверстников, но в чем-то, увы, отстает от них. Часто опережение идет именно в плане развития интеллекта, а отставание – в вопросах социализации. Для такого ребенка урок длительностью 30 минут равносилен пытке. Он будет вертеться и отвлекаться, пропускать слова педагога мимо ушей, так как им тяжело дается контроль и управление за собственным поведением. Он просто не «дозрел» до школы физиологически и психологически! Именно поэтому перед тем, как отдать гиперактивного ребенка с дефицитом внимания в школу, необходимо показать его специалистам, а именно: неврологу, дефектологу, психологу. Получив нужные рекомендации специалистов, вы можете принять правильное решение в интересах ребенка.
Вот несколько советов, которые помогут нормализовать отношения и добиться желаемого поведения.
• Старайтесь чаще поощрять своего малыша – такие дети очень нуждаются и в похвалах, и в материальных стимулах (игрушках, сладостях). Обращайте внимание на те достижения ребенка, которые дались ему с трудом – усидчивость, аккуратность, последовательность.
• Развивающие занятия планируйте в первой половине дня, тогда и результаты будут выше;
• Свои просьбы ребенку говорите коротко и четко, чтобы он дослушал вас до конца;
• Гиперактивные дети очень быстро утомляются, поэтому почаще делайте перерывы в занятиях;
• У таких детей никогда не иссякает энергия, поэтому необходимо постоянно ему создавать условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, записывайте ребенка в спортивную секцию или регулярно играйте с ним в спортивные игры;
• Очень важным моментом является правильно составленный режим. Ребенка нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. Например, всегда вставать в одно и то же время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку и т. д. Возможно, это слишком строго, но наиболее действенно.
• Гиперактивные дети очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Важно следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша.
• Единые требования в детском саду (или) школе и дома помогут ребенку быстрее привыкнуть к распорядку.
Каков прогноз детей с дефицитом внимания? Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Такое мнение основывалось на том факте, что врачи сфокусировали свое внимание на гиперактивности как на главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с гиперактивностью. Гиперактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, а дефицит внимания и импульсивность подвергается обратному развитию в значительно меньшей степени. Поэтому надеяться на то, что время лучший лекарь, в данном случае неправильно, а затраченные же усилия непременно принесут свой результат.
Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Такого ребенка необходимо всегда слушать, помогать, ему нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение. Как показывает опыт, устранение проблем гиперактивности у детей - это выполнимо. Пусть иногда подводит терпение, главное, что вы любите своего малыша, а он любит вас, и, значит, вместе рано или поздно справитесь.
Педагог-психолог филиала ГКУ РПМПК Сибайская зональная ПМПК Шакирова
М. А.