Юлия Смирнова
Консультация для родителей «Агрессивный ребенок. Что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивность
• Будем прибегать к большей строгости, а оказывается с ним нужно быть ласковее и внимательнее.
Агрессивность имеет положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности, или, напротив, в непослушании и сопротивлении.
Агрессивность может сделать ребенка упорным либо безвольным
• Важно поощрять развитие позитивных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам.
Публикация «Консультация для родителей „Агрессивный ребенок, Что делать?“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
В силу различных причин мы вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует и навязываем им то, что их сердит и злит. Нет такого дня, чтобы его порыв или желание были подавлены. И, плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянному гневному протесту. Так рождается агрессивность.
Агрессивная реакция – реакция борьбы.
Агрессивность складывается из неудовлетворенности, протеста и злости. Возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Это нормально и предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности.
• Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в вашем ребенке – проявлять к нему любовь.
Мы все проявляем любовь к детям. Но не столь очевидно, чтобы ребенок почувствовал ее.
• Если в первые 3-4 года ребенок чересчур избалован или заласкан, его психическое развитие окажется замедленным.
Ребенок сам огорчен из-за своего поведения. У него рождается чувство вины и даже боязнь утратить любовь и заботу родителей. Эта боязнь тоже может развивать агрессивность, и возникает порочный круг. Ребенок чувствует себя подавленным не только родителями, но также собственным чувством вины и страха. И его агрессивность теперь уже будет направлена и на всякие другие объекты.
Негативная сторона в том, что от агрессивности больше всего страдает сам ребенок. Он ссорится с родителями, друзьями, живет в постоянном раздражении. Становится жертвой необоснованных страхов. Ребенок не может приобрести мир внутри себя и улучшить отношения с окружающими. Их агрессивность не уменьшается со временем потому, что она привычна и неконтролируема.
• Для «лечения» агрессии те же способы, что и для ее предупреждения.
• Одно лишь ласковое слово может снять озлобление. Пусть ребенок чувствует себя желанным и любимым даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей.
• Полезно понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключить их.
Агрессия.
Менее агрессивные дети те,
• родители которых ни снисходительны,
• ни склонны к применению наказания,
• осуждали агрессию и доводили до сведения ребенка, но без строгих наказаний.
• Родители агрессивных детей вели себя так, как – будто любое поведение детей приемлемо, не показывая своего отрицательного отношения к поступкам, но когда ребенок совершал проступок, он был строго наказан.
Агрессивные тенденции формируются на более поздних этапах, если:
• Родители поощряют агрессивность в своих детях либо показывают пример по отношению к окружающим.
• Родители наказывают за проявление агрессивности
• Родители, которые резко подавляют агрессивность, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность
• Родители,которые не наказывают, не обращая никакого внимания, также воспитывают чрезмерную агрессивность
• Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.
Памятка для родителей.
• Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
• Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет от ребенка и центр внимания сместиться с объекта агрессии на новый предмет.
• Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врагов, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
• Показывайте личный пример эффективного поведения. Не допускайте при детях вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях, коллегах, строя планы «мести».
• Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его и принимаете. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен, что он важен для вас.
Подумайте над тем, что можно еще изменить.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
• Ребенка бьют.
• Над ребенком издеваются.
• Над ребенком зло шутят.
• Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда.
• Родители заведомо лгут.
• Родители пьют и устраивают дебоши.
• Родители воспитывают ребенка двойной моралью.
• Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка.
• Родители не умеют любить одинаково своих детей.
• Родители ребенку не доверяют.
• Родители настраивают ребенка друг против друга.
• Родители не общаются со своим ребенком.
• Вход в дом закрыт для друзей ребенка.
• Родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу.
• Родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку.
• Ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии родители должны иметь :
внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.
Типичная ошибка родителей :
Подавление чувства злости у ребенка, наложение запрета на проявления любых агрессивных действий с его стороны.
Причина:
Страх родителей. Родители боятся, что ребенок вырастет злым, не будет любить своих родителей. Плохо, если ребенок сделает вывод :
«Я плохой, раз я злюсь, но поскольку не злиться иногда я не могу, то я злюсь еще сильнее, злюсь еще и на то, что мне запрещают злиться».
В результате ребенок свою агрессию не контролирует, а подавляет, что мешает ему научиться владеть собой.
Правильные действия:
• Останавливайте ребенка в тот момент, когда он совершает агрессивные действия, сообщайте ему о том, что вам больно, неприятно.
• Научите ребенка заменять свои действия словами, говоря о том, из-за чего он злится
• Если ребенок узнает свое чувство злости, понимает почему он злится и говорит об этом другим, значит он умеет управлять своими негативными чувствами.
• Иногда взрослые сами подают своим детям пример агрессивного поведения и даже провоцируют их на агрессивную реакцию.
• Важно не только бороться с проявлениями агрессии, но и думать о ее происхождении, узнавать ее причину.
Памятка для родителей
по предупреждению детской агрессивности.
• Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
• Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
• Не ставьте ребенку никаких условий.
• Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
• Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе.
• Не изменяйте своим требованиям к ребенку в угоду чему-либо.
• Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
• Можете поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
• Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимость от его учебных успехов.
Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников (М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина)
Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Агрессия всегда результат фрустрации (состояние, вызванное препятствием на пути удовлетворения потребности или достижения цели).
Агрессия как основной вид борьбы с фрустрацией, может проявляться в различной модальности и различной форме в поведенческом и вербальном плане: в виде негативизма, проявлений садизма, мазохизма, депрессии и гнева.
Агрессивность как черта личности зависит прежде всего от условий, в которых развивается человек.
Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, особенности нервной системы, научения (непосредственный опыт, наблюдение).
Жестокое обращение с детьми способствует получению ими личного опыта агрессии, который сохраняется и передается от поколения к поколению.
Проблема недостатка общения ребенка с родителями усугубляется ростом разводов,увеличением числа неблагополучных,конфликтных семей, что является важным фактором возникновения различных эмоциональных расстройств у ребенка. Для полного преодоления такой ситуации, как распад семьи, ребенку требуется не менее 2 лет.
Ошибки в семейном воспитании – серьезная причина возникновения трудновоспитуемости, в том числе и проявления агрессии у детей. Особого внимания заслуживает проблема запрета и наказания.
Человек, неоднократно подвергавшийся наказаниям,сам становится более агрессивным.
Неблагоприятные отношения со сверстниками, будучи доминирующими, могут способствовать появлению у ребенка неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивного поведения.
Проявление агрессии у дошкольника является следствием неудовлетворенности ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками,низким социальным статусом ребенка в группе, неуспехом в совместной со сверстниками деятельности (неразвитость игровых умений и навыков, преобладание эгоистических мотивов общения, неудовлетворенность потребности в признании).
Развитие произвольности в поведении, возникновение соподчиненных мотивов, первичных этических инстанций и переживаний, возросшее влияние группы сверстников на развитие личности – опорные точки психологической помощи агрессивным детям.
Задачи психологического воздействия.
• Устранение дефицита в поведенческих репертуарах
• Усиление адаптивного поведения
• Ослабление или устранение неадекватного поведения
• Устранение изнурительных реакций тревоги
• Развитие способности расслабляться
• Развитие способности самоутверждаться
• Развитие эффективных социальных навыков
• Достижение адекватного сексуального функционирования
• Развитие способности к саморегулированию
Агрессия сложное и противоречивое явление. В основе агрессивного поведения лежат инстинктивные побуждения, однако способы их реализации определяются социальными факторами.
Работа воспитателей, психологов и родителей с такими детьми должна проводиться в 3 направлениях:
• Ознакомление с психологическими особенностями агрессивных детей.
• Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
• Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (через ролевую игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны).
Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь :
Внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
Памятка №1.
• Постарайтесь сохранить в семье атмосферу открытости и доверия
• Давайте ребенку обещания, которые можете выполнить.
• Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
• Не ставьте своему ребенку никаких условий.
• Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
• Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
• Делитесь с ребенком своими чувствами и слабостями.
• Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимость от его учебных успехов.
Инстинкт самосохранения приводит в действие агрессивные инстинкты ребенка. В семье формируются все качества ребенка, в том числе и агрессивность, поскольку агрессивность детей проявляется в ответ на агрессивность взрослых.
Если ребенок нормален и растет среди нормальных и понимающих взрослых, то его агрессивность не переходит обычных границ.
Но возможны две ситуации, в которых проявления агрессивности отступают от нормы :
• Взрослые слишком требовательны к ребенку, властны, подавляют его.
• Взрослые слишком нетребовательны к ребенку, уступают любым его прихотям.
В обоих случаях реакция ребенка на поведение родителей может привести к неврозу.
Памятка №2.
(вычеркните те пункты, которые не касаются воспитательной системы вашей семьи).
Агрессивность ребенка проявляется, если:
• Ребенка бьют.
• Над ребенком издеваются.
• Над ребенком зло шутят.
• Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда.
• Родители заведомо лгут.
• Родители пьют и устраивают дебоши.
• Родители воспитывают ребенка двойной моралью.
• Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка.
• Родители не умеют одинаково любить своих детей.
• Родители настраивают ребенка друг против друга.
• Родители не общаются со своим ребенком.
• Вход в дом ребенка закрыт для друзей ребенка.
• Родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу.
• Родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку.
• Ребенок чувствует, что его не любят.