СУСАННА СЕРГЕЕВНА ВАНЯН
Методическая разработка «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе
ВАНЯН СУСАННА СЕРГЕЕВНА
/СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 ИМ. А. ГРИБОЕДОВА ГОРОДА СТЕПАНАКЕРТА/
НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ПО КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-ОМ КЛАССЕ
/МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА/
СТЕПАНАКЕРТ-2018
-2-
ПЛАН :
Введение
Содержание нетрадиционного урока по теме «Склонение имён существительных» в 4 классе.
Заключение
Использованная литература
Приложения
-3-
Публикация «Методическая разработка „Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе“» размещена в разделах
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Введение
Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие,неумение правильно, логично выразить свою мысль. Русский язык считается одним из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только отличные отметки. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня,проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
-4-
ТЕМА:”СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ”
Цель урока :углублять знания детей об имени существительном как части речи,формировать умение склонять имена существительные в единственном числе. Познакомить с приёмами распознавания падежей.
Задачи урока :
-обобщить понятие «склонение имён существительных»;
-формировать умение определять падеж имён существительных в тексте;
-развивать орфографическую зоркость,мышление,творческие способности;
-вызвать чувство интереса к изучаемой теме,пробудить у учащихся уважение и любовь к русскому языку;
-формировать универсальные учебные действия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель :Сегодня у нас необычный урок.
Девиз урока /Дети/ :
Ни шагу назад.
Ни шагу на месте,
А только вперёд,
И только вместе!
Один мудрец сказал:
Когда я слышу-я забываю.
Когда я вижу-я запоминаю.
Когда я делаю-я понимаю.
К чему призывают эти слова-как можно больше работать.
И мы сразу же приступаем к работе.
-5-
Ребята,тему урока вы подскажете,я думаю,сами после выполнения чистописания.
2. Чистописание. /На доске написаны первые буквы названий падежей/-
И,Р,Д,В,Т,П. /Дети собирают слово «падежи»/.
Учитель:Правильно,мы написали первые буквы названий падежей,значит,будем изучать падежи. Тема нашего урока-«Склонение существительных».Но сначала давайте отправимся в государство «Части речи»,в котором есть несколько городов. Подскажите их названия.
/Дети перечисляют части речи/.
Учитель:Сегодня отправимся в путешествие по одному из этих городов,а по какому-узнаем, выполнив следующее задание:
3. Орфографическая минутка:
На доске:г_рой,в_гон,в_кзал,адр_с,тр_мвай,г_зета,мес_ц,ж_лтый, с_нтябрь,_ктябрь,н_ябрь.
Учитель:Вставьте пропущенные буквы и найдите «лишнее» слово.
Дети:Лишнее слово-«жёлтый».Это имя прилагательное,а остальные слова-существительные.
Учитель:Значит,отправляемся в путешествие по городу «Существительное».
4. Путешествие по городу «Имя существительное».
/Вывешивается таблица/./ПРИЛОЖЕНИЕ №1,стр. 15/.
Дети дают определение имени существительного,называют его признаки-род,число, одушевлённость/неодушевлённость и другие. А ещё существительные изменяются по падежам.
Учитель:Правильно,вы уже знакомы со склонением. Давайте просклоняем слова «ученик», «звонок».
5. Работа у доски. /Вышеуказанные слова склоняют два ученика с комментированием/.
-6-
6. Новая тема.
Учитель:Какая часть изменилась?/Окончание-отвечают дети/.Значит,изменение окончаний существительных по вопросам –это изменение по падежам, или же склонение. Ребята,легко просклонять существительные по вопросам. А если существительное уже стоит в форме какого-либо падежа в предложении,как будете определять падеж?
На доске: Мама взяла книгу у девочки.
Мама дала книгу девочке.
Дети ответили на вопросы –чем похожи и чем отличаются эти предложения?
Учитель:Назовите существительные в первом и втором предложениях. Вчём отличие?
Дети:«Девочки»,«девочке»-одно и то же существительное,но разные окончания.
Учитель:Правильно,так как падежи разные. Как же определить падеж имён существительных?
После объяснения вводится правило:чтобыузнаь /определить/ падеж имени существительного,нужно найти главное слово/слово-командир/,задать вопрос и по вопросу,окончанию,предлогу,роли в предложении определить падеж.
7. Работа по учебнику. /Выполняется с комментированием упражнение №110 на странице 61/.Дети составляют из слов предложения,определяют падеж существительных-с комментированием.
8. Физкультминутка.
Учитель:Ребята,давайте немного отдохнём. Я буду называть существительные:если существительное мужского рода-руку поднимают мальчики,женского рода-девочки,среднего рода-хлопок. Слова:дочь,перо,ключ,плащ,луч,рожь,полночь,мелочь,молчание,
метро,стриж,не-бо,вещь,солнце.
-7-
9. Развлекательная сценка «Падежи».
Учитель/в его роли ученица/ :Тигран,выйди к доске,прочитай рассказ, который записан на доске.
Ученик:Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал,а потом дал обещание исправиться.
Учитель:Прекрасно!Подчеркни все имена существительные. Готово?Определи,в каких падежах стоят эти существительные. Понял?Начинай.
Ученик:Папа,мама-кто?что?Этородители. Значит,падеж родительный.
Ругали кого?чего?-Вову. Вова-это имя,значит,падеж именительный.
Ругали за что?-за плохое поведение. Видно,натворил что-то,значит,у «поведения» творительный падеж.
Вова молчал виновато. Значит,здесь у «Вовы» падеж винительный.
Ну,а «обещание»,конечно,в дательном падеже,раз Вова его дал.
Вот и всё!
Учитель:Да-да,разбор получился оригинальный. Неси-ка дневник,Тигран.
Интересно,какую отметку ты предложил бы поставить себе?
Ученик:Какую?Конечно, «десятку»!
Учитель:Значит,«десятку».Кстати,в каком падеже ты назвал это слово- «десятку»?
Ученик:В предложном.
Учитель:В предложном-почему же?
Ученик:Ну,я же её сам предложил.
10. Работа в парах.
-8-
Учитель:Отдохнули и за работу. На каждой парте лежит карточка,на которой написано словосочетание. Вы должны определить падеж существительных и записать рядом. Закончите-вложите в тетрадь.
Образцы карточек:
№1
Пошёл в школу /___ /
Идёт дождь /___/
Рисует карандашом /___/
Взял у девочки /___/
Подумал о маме/___/
Подошёл к доске/___ /
№2
Срывает с деревьев /___ /
Ползут по небу /___ /
Кричат журавли /___ /
Шевелится под ногами /___ /
Сидит на стуле /___ /
Вызвала к доске/___ /
11Самостоятельная работа. /По вариантам/.
Выполняются упражнения из учебника /1-ый вариант-№111,2-ой вариант-№112/.
/Сбор тетрадей для проверки /.
12. Проблемные ситуации.
-А что будет,если исчезнут падежи?
-9-
На доске:Мама ест каша. Папа читает газета. /Работают два ученика/.
Вывод:дети исправляют окончания имён существительных и делают вывод-речь была бы непонятной,неграмотной.
-Откуда появились слова «падеж», «склонение»?/Ответ дети готовили по Интернету/.
Ответы детей:
1. Слово «падеж» в переводе с греческого означает «падать»-падать вниз перед главным словом;
2. Греческие учёные заметили,что имя существительное имеет прямую /основную/ форму-именительный падеж-и косвенную,тоесть,какбы,отклоняющуюся от прямой. Отсюда и термин «склонение»-изменение по падежам.
-Количество падежей в других языках.
Ответы:
1. В армянском языке 7 падежей,в финляндском-15 падежей,в венгерском языке-25,в китайском нет падежей. А в табасаранском/одном из 14-ти государственных языков Дагестана,Россия/-48 падежей;этот язык,как самый трудный,внесён в книгу рекордов Гиннесса.
Учитель:Кто хорошо понял новую тему и сможет вставить слова в нужном падеже в текст на доске?
Текст:
Лиса-хитрый зверь.
У /кого?/ ___ пушистый хвост?
/Кому?/ ___ тепло зимой?
Охотник выследил /кого?/.
Заяц не любит встречаться с /кем?/___?
/О ком?/ народ сложил сказки?
-10-
/Ученик самостоятельно выполняет задание и отвечает на дополнительные вопросы учителя/.
13. Обобщение.
Учитель:Давайте проверим сами себя-как усвоили новую тему. Соберём таблицу падежей.
Дети читают стихи про падежи,одновременно заполняя правильными карточками таблицу на плакате. /ПРИЛОЖЕНИЕ №2,стр. 16/
1-ый ученик:
Есть шесть братьев- падежей.
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
2-ой ученик:
Именительный падеж-
Самый главный он из всех!
На вопросы кто?что? отвечает,
Подлежащим в предложении бывает.
3-ий ученик:
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого?чего?-волнуется
И с предлогом в рифму согласуется/около,с,для,без,от,из,до,у,вокруг,кроме,после/.
4-ый ученик:
Дательный падеж-добряк,
-11-
Всё стремится делать так:
Дать кому?чему?Быстрей-
По,к/а/-предлогов нет дружней.
5-ый ученик:
Винительный падеж всегда любуется,
Вижучто?кого?-волнуется,
Через,в и на,за,про-с предлогом согласуется легко.
6-ой ученик:
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? Решает,
Предлоги между,с и над,за,под-
Со словами дружбу бережёт.
7-ой ученик:
Предложный вам сулит успех,
О ком? о чём?-он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает:
При,в,об,о,на –он громко восклицает.
14. Рефлексия.
У детей карточки трё х цветов:зелёного цвета-всё понял,жёлтого-кое-что неясно,красного-надо ещё потрудиться.
Дети поднимают карточки после слов учителя.
Учитель:Урокполезен,всё понятно /зелёная карточка/.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно /жёлтая карточка/.
-12-
Ещё придётся потрудиться. Да,трудно всё-таки учиться /красная карточка/.
15. Выставление оценок детям.
16. Дача домашнего задания-повторить правила.
-13-
Заключение
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности, неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образцового мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.
Нетрадиционные, нестандартные уроки отвечают стремлению учителя развивать творческое мышление школьников через интерес к познавательному общению, к уроку, к школе. Проведение таких уроков является проявлением творчества самого учителя, который стремится выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.
По нашему мнению,проведённый нетрадиционный урок русского языка в четвёртом классе,однозначно,был полезным и результативным по всем параметрам.
-14-
Использованная литература:
1. Иванов М. Г. Дифференцированное обучение младших школьников. -«Начальная школа»,1994 год,№11.
2. Крылова О. Н. Разработки по русскому языку. Москва,2008.
3. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Москва,2012.
4. Рогановский Н. Дифференцированное обучение /в школе/-как его осуществить?-«Народное образование»,1991 год,№3.
5. Яковлева Е. В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками. -«Начальная школа»,2004 год,№5.
6. Интернет.
-15-
ПРИЛОЖЕНИЕ №1/к стр. 5/
ТАБЛИЦА «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
-16-
ПРИЛОЖЕНИЕ №2/к стр. 10/
ТАБЛИЦА «ПАДЕЖИ»
-17-
ОГЛАВЛЕНИЕ
План с. 2
Введение с. 3
Содержание нетрадиционного урока по теме «Склонение имён существительных» в 4 классе. сс. 4-12
Заключение с. 13
Использованная литература с. 14
Приложения сс. 15-16