Галина Вавилова
Конспект урока русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока. Однородные члены предложения. 3 класс школа 2100
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.
- У вас на столе лежат тучка и солнышко.
Какая из карточек отражает ваше настроение. Покажите.
На слайде 1
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.
Слайд 2
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Однородные члены предложения“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и предаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт радость общения друг с другом.
- Каким вы представляете урок? (интересным, трудным, познавательным)
Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
- Какое время года сейчас? (весна)
- Назовите признаки весны? (оживает природа, снег тает, солнце светит ярче, прилетают птицы)
Какую птицу называют первым вестником весны? (грач)
Какие ещё птицы прилетают к нам весной?
Словарная работа.
С новой строчки, с красной строки запишем названия птиц.
Грач, скворец, ласточка, соловей. Слайд 3
А теперь проверяем, правильно ли вы записали, поставьте отметку на полях.
-Составьте предложение с этими словами.
А я составила такое предложение.
Запишите (1 у доски)
Грачи, скворцы, ласточки, соловьи прилетают весной из тёплых стран.
(В этом предложении есть знаки препинания запятые. А почему они здесь нам предстоит узнать)
А теперь внимание на доску
Однородные члены предложения. Снимаю полоску бумаги, открыто слово предложение. –Что вы знаете о предложениях
* предложения состоят из слов и выражают законченную мысль
* по цели предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные
* по интонации восклицательные, невосклицательные
* предложения бывают распространённые, нераспространённые
Снимаю 2 полоску «члены предложения»
- Что вы знаете о членах предложения?
* члены предложения могут быть главными и второстепенными
* главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое, они взаимосвязаны
_ Что скрывается за этим вопросом, мы узнаем выполнив задание.
Вернёмся к нашему предложению.
- Найдём в нем главные члены предложения. (1 у доски)
_ В предложении говорится о (грачах, соловьях, ласточках, скворцах)
-На какой вопрос отвечают слова? (кто)
- Каким членом предложения являются? (подлежащим) подчеркиваем одной чертой.
- Что о них говорится? (они прилетают) Это сказуемое подчеркиваем двумя чертами.
Составьте схему предложения. ___, ___, ___, ___, ======
_ Чем интересно это предложение? (в нём несколько подлежащих)
- С какой интонацией они произносятся? (интонацией перечисления)
- Как они разделяются на письме? (запятой)
На какой вопрос они отвечают? (кто? на один и тот же, одинаковый)
Подумайте, как можно назвать такие члены предложения? (одинаковые, похожие)
В русском языке они называются однородные члены предложения. (листочик снять) Прочитайте тему нашего урока.
Давайте прочитаем в толковом словаре, как объясняется слово «однородный»
Справка.
В толковом словаре Ожегова: «однородный» - т. е. относящийся к тому же роду, разряду или одинаковый. Однородные члены, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении. Одинаковый и однородный - это слова синонимы.
Подумайте, чему будем учиться дальше по этой теме (находить однородные члены предложения)
Цель (на доску)
- учиться находить однородные члены предложения
Определим задачи урока
1) находить в тексте однородные члены предложения
2) правильно расставлять знаки препинания
3) употреблять в свой речи.
Физминутка для глаз
Продолжаем наш урок.
Прочитайте предложения.
С пригорка зажурчал ручей.
С пригорка забулькал ручей.
С пригорка зазвенел ручей.
Работа в парах.
Подумайте, как из этих предложений составить одно предложение?
Запишите его в тетрадь. (слайд)
С пригорка зажурчал, забулькал, зазвенел ручей. Давайте проверим.
Исследуйте это предложение по плану. План исследования перед вами.
Прочитайте его. Приступаем к работе.
Проверяем (по плану) (1 у доски)
План исследования.
1. Какие слова перечисляются в
предложении?
2 На какой вопрос они отвечают?
3 Каким членом предложения
они являются?
4 К какому слову они все отно-
сятся?
5 Выделить грамматическую
основу.
6 Составить схему предложения.
- В схеме однородные члены предложения обводим кружочком.
- Какую роль играют однородные члены предложения?
(Показать несколько действующих лиц, рассказать более точно о чём-либо)
Мы путём исследования рассказали о новых группах слов.
- Как называется такая группа слов? (однородные)
Назовите признаки однородных членов.
- отвечают на один и тот же вопрос
-относятся к одному и тому же слову
-являются одним членом предложения
Сравним наш вывод с выводом в учебнике. (Наш вывод совпадает)
Физкультминутка Давайте немного отдохнем.
Я буду называть предложения с однородными членами и без них. Если я назову предложение с однородными членами, вы хлопаете. Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперёд.
Гнёзда.
Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей, ворон гнёзда сложены из сучков. Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо похоже на чайную чашечку. Оно сплетено из веточек, внутри выстлано пухом, перьями, шерстью. Каждую весну большинство птиц вьют гнездо заново.
Продолжаем работу дальше. Самостоятельная работа.
-Каждый из вас получает карточку с заданием. Вы выполняете карточку и, закончив, меняетесь карточкой с товарищем. Проверять правильность выполнения вы будете по контрольной карточке. Если есть ошибки, исправляйте их зелёным карандашом.
Карточка 1
1. Спиши предложение без лишних слов.
В лесу цвёл орешник, цвела ива, цвела осина.
2. Найди однородные члены предложения. Укажи, каким членом предложения они являются.
Карточка 2
1. Спиши предложение без лишних слов.
Ветер загудел, ветер затрещал, ветер сорвал крыши с домов.
2. Найди однородные члены предложения. Укажи, каким членом предложения они являются.
Контрольная карточка.
Карточка1 1. В лесу цвели орешник, ива, осина.
Карточка 2. 2. Ветер загудел, затрещал, сорвал крыши с домов.
Посмотрим, совпадают ли ваши оценки с моими. (2 тетради на оценки)
Меня волнует один вопрос. Поднимите руки кому поставили 5.
Итог
-Какая была цель урока?
-Добились ли мы своей цели?
- Какие члены предложения могут быть однородными? (подлежащее, сказуемое)
-Как произносятся однородные члены? (с интонацией перечисления) Как разделяются на письме? (запятыми)
Тест
Рефлексия
Добрые поступки, слова, дела они всегда согревают как солнышко
- Кому было всё понятно прикрепите солнышко.
- Кому было не всё понятно и были ошибки прикрепите тучки.
В нашем классе стало ещё теплее и светлее, у нас такое яркое солнышко.