Татьяна Рыбалка
Нетрадиционные технологии в изодеятельности как предпосылка подготовки дошкольников к успешному обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы на тему: «Нетрадиционные современные технологии в изобразительной деятельности как предпосылка подготовки дошкольников к обучению в школе».
«Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л. А. Венгер
Публикация «Нетрадиционные технологии в изодеятельности как предпосылка подготовки дошкольников к успешному обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
Мотивация детей к обучению в школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования сегодня. Это многогранный и последовательный процесс воздействия на ребёнка на всём протяжении его дошкольного детства. Главной целью подготовки к школе является всестороннее развитие ребё нка: умственное, эстетическое, нравственное, физическое.
Неоценимое значение для всестороннего развития имеет художественно-продуктивная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. Она способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, внимания и усидчивости, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.
Выбор этого направления у меня возник не случайно. В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий: между традиционными и нетрадиционными методами в изобразительной деятельности, между одновременной информационной загруженностью и бедностью индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей, между необходимостью развития креативности ребёнка и стереотипами у меня самой как у педагога. Пытаясь разрешить данные противоречия, я постаралась создать оптимальные условия для организации работы по изодеятельности в своей группе.
Диапазон данной работы охватывает организацию процесса, направленного на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник и материалов в единой образовательной системе: педагог-ребёнок-родители. Плюсом к этому является и то, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и он определяется наличием вариативных, дополнительных, авторских программно-методических материалов.
Нетрадиционных техник изодеятельности тоже великое множество:оттиск, свеча, граттаж, набрызг и др. Ознакомившись с разнообразными техниками, я выбрала для работы наиболее интересные и доступные для детей своей группы. А факультатив «Радуга» позволил детям вдоволь поэкспериментировать с изоматериалами.
Работа в этом направлении помогла мне понять, что для развития творческих способностей дошкольника нужен иной взгляд на общение с ним, отличный от традиционных рассказов и показов. Главным в развитии детского воображения считаю игровой компонент.
Большие возможности в художественно-продуктивной деятельности дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ (задания типа «Рисую музыку», элементы арт-терапии (хромотерапия, анималотерапия, сказкотерапия и др.). Такие нестандартные решения развивают детскую фантазию, воображение, снимают отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких мероприятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче и ярче.
Подводя общий итог, можно заключить, что в процессе изодеятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции. А это и есть предпосылка к успешному обучению в школе.