Маркина Светлана
Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своей малой родине, усвоение принятых в ней норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру ее культуры.
Социально-нравственное воспитание – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, исторического опыта своего народа. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Задачи нравственно-патриотического воспитания в ДОУ :
- Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
- Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
- Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
- Воспитывать уважение к труду разных профессий.
- Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
- Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
Принципы работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми.
Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
- Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
- Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
- «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В своей педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию использую различные формы работы, в том числе нетрадиционные:
Проведение праздников выходного дня. Подобные мероприятия – праздники выходного дня – помогают родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а у воспитанников, с вою очередь, способствуют формированию положительных нравственных качеств. Так, в нашей группе были проведены следующие мероприятия нравственно-патриотического содержания – литературная гостиная с участием родителей «Мой край родной».
Буккроссинг. Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.
Для реализации движения «Буккроссинг» в родительском уголке группы был установлен стол с книгами, так как там наибольшая проходимость родителей и детей. Были распечатаны рекламные листовки. Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе “Прочитал – отдай другому”. Книги должны читаться, а не лежать на столе.
Мы обратились к родителям с просьбой принести в детский сад книги, которые Вы уже прочитали и готовы поделиться ими с другими.
Социальные акции и флэшмобы – это эффективные формы работы, которые направлены на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагает работу по двум направлениям: работа с детьми, и работа с родителями. Социальные акции позволяют объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, формируя активную социальную позицию у участников образовательных отношений.
Наши воспитанники и их родители активно участвуют в акциях и флэшмобах: «Новогодние чудеса», «Новогодние окна», «Многодетная. Любимая. Моя», «Елка желаний», «День российского флага», «Широка страна моя родная», «Георгиевская лента».
Коллективный коллаж «Родной город». Подобное мероприятие решает ряд задач нравственного воспитания детей – расширение представлений детей о малой Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут; формирование умений узнавать название улицы по объектам инфраструктуры города; обобщение и активизация словарный запас по теме «Город»; формирование опыта общения, умения договариваться, выслушивать собеседников.
Велопробег с родителями. Увлекательное мероприятие, которое направлено на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге при управлении транспортным средством, развитие внимания, наблюдательности, а также формирование уважительного отношения к сверстникам, к взрослым.
Организация выставочных галерей – «Край родной, навек любимый». Мероприятие способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.
«Панорама добрых дел». Мероприятие выставочного характера, на котором представлены семейные фотографии, а также фотографии из детского сада, характеризующие добрые поступки детей. «Панорама добрых дел» помогает детям осознать значимость поступков и действий.
«Марафон подвижных игр разных народов». B настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад решал задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение русским народным играм. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции и традиции родного края.
Студия досуга «С чего начинается Родина?». Организация работы студии досуга помогает родителям выбрать оптимальные и увлекательные идеи для формирования у детей основ нравственности и патриотизма.
Цикл встреч с папами «Все умею, все могу». Воспитание ребенка, надежность и уверенность семьи невозможны без заботливого главы семейства. Личный пример отца, его почтительное отношение к матери, родительская ответственность – гарантия надежной подготовки детей достойными гражданами общества.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных, в том числе нетрадиционных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Но основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей