Оксана Кушенкова
Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение «Детский сад №9 «Катерок»
Статья на тему: Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе.
Автор: Кушенкова О. И.
г. Владивосток
Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе.
Публикация «Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе» размещена в разделах
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуальный потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.
Программы детского сада по изобразительной деятельности предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными умениями и навыками.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладеть формами.
В процессе рисования координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов. И рисование представляет ему возможность, наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов считает, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети, как правило рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для эстетического воспитания.
Занятия изобразительной деятельностью - один из видов путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства, потребности отразить увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.
Занятия рисованием создают почву для творческого проявления и в этих и в других деятельностях. Разумеется изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствовании всех средств эстетического воспитания.
Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно – творческого развития дошкольников, но и как важный путь для подготовки детей к овладению письму. Рисование тесно связано с письмом и включает в себя много общих моментов.
При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача - использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например на занятиях рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.
Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.
У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям–осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.
На занятиях по рисованию у детей развивается речь : усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.
На занятиях рисованием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др. ; возможности и особенности работы с ними.
Рисование должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у них.
Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т. е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Воспитатель должен своевременно разъяснить родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной техники письма.
Используемая литература:
1. Буре Р. С. Готовим детей к школе : Книга для воспитателя детского сада. – М., 1987.
2. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.
3. Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Сохина Ф. А., Тарунтаевой Т. В. - М., 1978.
4. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - М., 1994.
5. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А. В. и Марковой Т. А. – М., 1976.
6. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969.
7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика, - М., 2000.
8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990.
9. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: Нар. искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М., 1969.
10. Маркова Е. - воспитатель яслей – сада № 64. Помогите детям увидеть мир многоцветным! Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработка правильного нажима. II Дошкольное воспитание - № 1996.
11. Комарова Т. С. «Формирование графических навыков у дошкольников». - М., 1970.
12. Косминская В. Б., Васильева Е. И., Казакова Р. Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов пед. институтов, 2-е изд., перераб. и допол. - М., 1985.
13. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. – М. 1982.
14. Тонкова Р. В – Ямпольская, Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста : (От рождения до 7 лет). - М., 1987.
15. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 1996.
16. Художественное воспитание в детском саду: Из опыта работы детских садов Ленинграда. / Ред. Данилова Е. А. – М., 1959.