Юлия Кузьменко
Использование игр с правилами для подготовки детей к школе
▼ Скачать
Актуальность.
Игра с правилами – ведущий вид игры в старшем дошкольном возрасте. В игре происходят важнейшие изменения психики детей, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению, формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми. Психологическая готовность к школе рассматривается как условие успешного перехода от игровой деятельности к учебной. Психологическая готовность к школе связана с формированием произвольных форм общения детей с окружающими в разных видах игровой деятельности. Взаимодействие, общение детей со сверстниками – один из компонентов психологической готовности к школе. Чтобы безболезненно перейти от игры к учению дети должны уметь слушать ответ товарища, анализировать его, учитывать его точку зрения, что поможет им в школе найти адекватный способ решения учебной задачи. Произвольность в общении детей со сверстниками формируется в играх с правилами. В играх с правилами дети учатся принимать правила, действовать на их основе; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками на основе правил; учитывать игровую позицию партнера, перестраивать свое поведение в соответствии с ней, удерживать условность своей позиции и позиции партнера.
Публикация «Использование игр с правилами для подготовки детей к школе» размещена в разделах
Цель исследования: установить влияние использования игр с правилами на формирование произвольного общения детей со сверстниками как компонента психологической готовности к школе в старшем дошкольном возрасте.
Задачи формирования общения, взаимодействия детей со сверстниками.
1) Обогащение содержания игр детей: побуждать детей объединять как можно больше предметов (игрушек) рассказом по смыслу в целостный сюжет; побуждать детей придумывать правила игры по сюжетам сказок, превращать в игру с правилами придуманные ими истории, сказки. 2) Освоение основных умений, связанных со способами построения игр: побуждать детей понимать, выделять правила из сказки, арифметической задачи, переставлять, менять правила; побуждать детей осмысливать правила, объяснять их партнерам, другим людям; побуждать детей занимать в играх с правилами роли («тренера», «болельщика», анализировать выполнение правил участниками игры. 3) Развитие игрового взаимодействия между детьми: учить детей самостоятельно договариваться, согласовывать свои действия с партнером по игре с учетом правил, а также внутри команды; учить детей вырабатывать совместный способ игры, распределять участников, договариваться о стратегии и тактике игры.
1 этап.
Цель: выявление степени сформированности произвольного общения детей со сверстниками.
В основу мониторинга были положены следующие показатели: выявление умения содержательно общаться со сверстниками; выявление умения согласовывать свои действия с действиями партнера; выявление умения искать общий способ решения задачи; выявление умения принимать правила, действовать на их основе. Методы мониторинга произвольности в общении ребенка со сверстниками: игры «Лабиринт», «Три шашки».
Результаты мониторинга: участвовало 20 человек. В ходе выполнения заданий возникали трудности: 40% детей не обращают внимания на партнера, никак не согласовывают свои действия с ним, не принимают подсказок взрослого; 60% детей подсказки взрослого используют лишь для определенной конкретной ситуации; взаимодействие партнеров носит ситуативный и импульсивно-непосредственный характер, не могут найти общий способ решения задачи; нарушают правила игры. Из данных мониторинга можно сделать вывод, что произвольное общение со сверстниками сформировано частично.
Принципы организации игр с правилами
Открытость и доступность. Свободное участие желающих. Любая игра должна быть проста и понятна. Коллективность. Отражает совместный характер игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща. Целеустремленность. Отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с целями команды. Состязательность и соревнование. Без соревнования нет игры. Побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, индивидуальные и душевные силы.
Методы формирования общения, взаимодействия детей со сверстниками: воспитатель - организатор, " двойная позиция ", воспитатель – советчик, воспитатель – партнер, воспитатель инициирует любую сюжетно-ролевую игру, введение болельщиков, введение управляющего.
2 этап.
Цель: определение системы работы с детьми с использованием игр с правилами для формирования произвольного общения детей со сверстниками.
Система работы включила в себя следующие направления: создание условий развития игр с правилами; подбор и использование игр с правилами в совместной деятельности взрослого и детей; создание развивающей предметно-игровой среды для самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с родителями.
Создание условий развития игр с правилами.
Создание игрового пространства с помощью предметов, игрушек, игровых модулей. Обеспечение места для игры. Руководство взрослыми играми с правилами. Этапы обучения играм с правилами: Учить объединять предметы сюжетом (до 15 предметов). Научить придумывать правила игры (предложить небольшой рассказ: нужен повод для кого сочиняется правила). Дети игру с правилами превращают в сюжетно-ролевую, а для этого воспитатель превращается в «незнайку», «неумейку». Учить взаимодействовать по правилам игры. Учить осознавать необходимость подготовительного этапа игры (прежде, чем начать действовать, договариваться о правилах игры).
Подбор и использование игр с правилами в совместной деятельности взрослого и детей.
1) Включение игр с правилами в непосредственную образовательную деятельность с детьми. 2) Включение игр с правилами в режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность детей, прогулка, гимнастика после сна. 3) Включение игр с правилами в культурно-досуговую деятельность: развлечения, праздники.
Создание развивающей предметно-игровой среды для самостоятельной деятельности детей. 1) Подбор и использование готовых игр с правилами. 2) Использование игр с правилами, придуманных и изготовленных детьми совместно с воспитателями.
Формы работы с родителями.
Анкетирование родителей «Готовность своего ребенка к школе я рассматриваю…». Очные и заочные консультации («Учите детей общаться», «Значение игр с правилами для подготовки детей к школе»). Выставка-демонстрация игр с правилами. Просмотр видеофильмов («Мы играем в игры с правилами»). Тематические родительские собрания: («Во что играют наши дети»,«На пути к школе»). Визиты родителей в группу для участия в педагогическом процессе по использованию игр с правилами для формирования произвольного общения детей со сверстниками.
3 этап.
Цель: выяснить изменилась ли степень сформированности произвольного общения детей со сверстниками в процессе игр с правилами.
Результаты мониторинга: участвовало 20 человек. Задания предлагались те же. Благодаря проведенной системе работы по формированию произвольного общения детей со сверстниками через игры с правилами, 85% детей начинают воспринимать ситуацию решения задачи в целом, с самого начала ищут общий способ решения задачи. У детей устанавливаются определенные отношения с партнером, сохраняющиеся в течение всего задания. Дети относятся к своему партнеру, как к противнику по игре, с которым у них противоположные позиции и интересы. Игра приобретает характер соревнования. Дети внимательно следят за действиями партнера, соотносят с ним свои действия, планируют последовательность действий и предвосхищают результаты, выполняют правила игры. Подсказки взрослого воспринимаются как наведение на сложившийся способ решения сложившейся задачи. У 15% детей произвольное общение со сверстниками сформировано частично. Из данных мониторинга можно сделать вывод, что у 85% детей произвольное общение со сверстниками сформировано.
Анализ работы: Использование игр с правилами для подготовки детей к школе очень важно: в играх с правилами формируется произвольность в общении детей со сверстниками. Это ключевая предпосылка готовности к школе. Общаясь и взаимодействуя со сверстниками, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ними, предметную ситуацию, но и на сознательно принятые задачи, нормы, правила. Общение приобретает определенный контекст, из него исчезают импульсивные реакции детей, уступая место осознанным действиям и высказываниям, соответствующим принятым задачам.