Вероника Иосифовна Баркару
Психолого-педагогическое сопровождение развития мелкой моторики у младших дошкольников с проявлениями гиперактивности
▼ Скачать + Заказать документы
Многие дети дошкольного возраста в глазах взрослых выглядят слишком активными. Они постоянно находятся в движении, любят подвижные игры, не могут усидеть на месте. И это нормально, ведь активный ребенок – это здоровый ребенок. Но у некоторых детей активность навязчива, она мешает им усваивать информацию и адаптироваться в группе сверстников. Нервная система таких детей слишком возбудима и с трудом справляется с большим количеством раздражителей, в результате чего возникает невнимательность, импульсивность, неспособность контролировать поведение. В статье показаны возможности организации психолого-педагогического сопровождения младших дошкольников с проявлениями гиперактивности с целью повышения уровня развития их мелкой моторики.
Темочки:
- Гиперактивность, СДВГ. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Психология. Работа психолога
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; гиперактивные дошкольники; дошкольные образовательные учреждения; мелкая моторика.
Many preschool children look too active in the eyes of adults. They are constantly in motion, love outdoor games, and cannot sit still. And this is normal, because an active child is a healthy child. But in some children, activity is obsessive, it prevents them from assimilating information and adapting in a peer group. The nervous system of such children is too excitable and can hardly cope with a large number of stimuli, resulting in inattention, impulsivity, and inability to control behavior. The article shows the possibilities of organizing psychological and pedagogical support of younger preschoolers with manifestations of hyperactivity in order to increase the level of development of their fine motor skills.
Key words : psychological and pedagogical support; hyperactive preschoolers; preschool educational institutions; fine motor skills.
Чрезмерная активность (гиперактивность) – достаточно распространенное явление среди современных дошкольников. Зачастую гиперактивность рассматривается только с точки зрения поведенческих нарушений, однако необходимо знать, что внешние проявления могут являться следствием перевозбуждения нервной системы ребенка [2, с. 45]. Диагноз в таких случаях может поставить только врач.
Медицинский термин данного расстройства - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Иметься в виду, что невнимательность и сильная активность ребенка – это синдромы заболевания, а не просто неугомонность малыша. Такие дошкольники обычно отличаются чрезвычайной подвижностью, импульсивностью, невнимательностью, неусидчивостью. Для них характерны проблемы с концентрацией внимания и контролем своего поведения.
На наличие вышеописанных проблем обычно указывают следующие симптомы:
1) Плохая координация. У детей наблюдается неловкость в движении, неуклюжесть, что может являться причиной падений и получения царапин, синяков и других травм.
2) Частые смены настроения, бурные эмоциональные реакции.
3) Низкий уровень избирательного внимания, отсюда и проблемы с выполнением действия до конца, несобранность.
4) Отсутствие реакции на замечания и обращения со стороны взрослых и сверстников.
5) Низкий уровень развития мелкой моторики.
Дети с СДВГ не могут завязать шнурки или застегнуть пуговицу, плохо рисуют и раскрашивают и т. д.
Подобные нарушения требуют не только соответствующего медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Родители и педагоги часто говорят чрезмерно активным детям, как нельзя и не надо делать, но иногда забывают объяснить, как надо, а это очень важный момент в выстраивании взаимоотношений. Поэтому младшим дошкольникам с СДВГ просто необходима поддержка не только со стороны семьи и воспитателей ДОУ, но и со стороны педагога-психолога [1, с. 11]. Такие дети в количестве 9 человек являются воспитанниками МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» г. Раменское.
Для развития мелкой моторики младших дошкольников с проявлениями гиперактивности в данном дошкольном образовательном учреждении был проведен психолого-педагогический эксперимент посредством организации физкультурно-оздоровительного кружка «Топтыжка». В процессе развития на его занятиях мелкой моторики младших дошкольников с проявлениями гиперактивности, параллельно решалось множество важнейших задач: запуск речи, стимулирование физической активности, обучение коммуникации, увеличение словарного запаса и арсенала игровых и двигательных действий. Ведь когда ребенок чувствует свое тело, умеет управлять им, чувствует свое положение в пространстве, владеет большим количеством двигательных навыков, он становится увереннее в себе, у него больше возможностей для познания нового. Физически развитый ребенок и интеллектуально развивается лучше [8, с. 27].
Тематические занятия проводились в форме «мини-игр». На занятиях использовались четверостишия и забавные стихотворения, которые очень нравятся детям младшего дошкольного возраста, а воспитателю помогают удерживать внимание детей.
Сенсорное восприятие – основа познавательного развития младшего дошкольника. Чем больше ребенок узнает различных свойств предметов, тем шире у него пассивный словарь, лучше развивается память, формируются эстетические представления, быстрее активизируются механизмы речи. Осваивая различные двигательные навыки, младший дошкольник совершенствует зрительное восприятие, тактильную чувствительность, ориентацию в пространстве, умение манипулировать предметами. Благодаря своим успехам, ребенок становится более уверенным в себе и испытывает новые эмоции, активнее вступает в коммуникацию с окружающими [5, с. 39].
Прищепки – прекрасный инструмент для развития мелкой моторики. Прищепки просты, доступны и приносят радость детям за счет своей яркости и разнообразия использования. Для начала младшие дошкольники учились снимать прищепки (с веревки, листа, картона, яркой бумажной тарелочки). Сначала дети наблюдают процесс, затем происходит понимание действия (нажать потянуть отпустить). Эти действия закрепляются большим количеством повторений, затем происходит усложнение задачи – ребенок должен сам закреплять прищепки.
Массажные мячики – хорошие друзья любого педагога, который работает с маленькими детьми. С помощью массажа рук и стоп повышается тактильная восприимчивость детей, улучшается мелкая моторика, развивается речь, улучшается скорость восприятия.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, координации движений, развитию внимания, воображения, памяти. Еще в древние времена, когда не было научных обоснований влияния пальчиковых игр на развитие ребенка, активно использовался массаж пальцев (всем известные «Сорока», «Идет коза рогатая» и т. д.). Немаловажное значение имеет тот факт, что пальчиковые игры не только чрезвычайно полезны, но и очень нравятся малышам.
Логоритмика – комплекс физических упражнений со словами под музыкальное сопровождение, направленный на развитие младшего дошкольника. Такой вид деятельности помогает детям лучше ориентироваться в пространстве, находить взаимосвязь речи и движений, улучшает мелкую моторику, снимает психоэмоциональное напряжение.
На занятиях кружка использовался такой психолого-педагогический прием, как поиск сокровищ и игры с ними. Сокровищами выступали разноцветные камушки, красочные наклейки, полезные сладости. Такие игры решают задачи по развитию мелкой моторики, укреплению мышц и связок, а также изучение цветов и улучшение концентрации внимания.
На занятиях с младшими дошкольниками с проявлениями гиперактивности в физкультурно-оздоровительном кружке «Топтыжка» двигательная активность сменялась играми на концентрацию внимания и развитие мелкой моторики. Данный прием помог решить важнейшие психолого-педагогические задачи : максимально разнообразить жизнь младшего дошкольника с помощью новых видов деятельности, расширить кругозор детей, пополнить их словарный запас и знания об окружающем мире, повысить уровень полезной физической активности и развития мелкой моторики, уровень которой у них существенно повысился.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Печатные издания
1. Брыткова Е. В. Некоторые аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – Ростов/ дон: Феникс, 2018. – 99 с.
2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М., 2018. – 208 с.
3. Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М. : Синтез, 2019. – 80 с.
4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для вузов. - М. : Юрайт, 2020. - 274 с.
5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М. : Педагогика, 2020. - 143 с.
6. Ляменкова Е. М. Современные технологии развития мелкой моторики в ДОО // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 9. – С. 116–121.
7. Словарь практического психолога. – СПб. : Питер, 2018.
8. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. – М. : Академия, 2019. – 368 с.
Электронные ресурсы:
9. Дети с синдромом дефицита внимания: типы СДВГ, игры для детей с СДВГ // https://www.defectologiya.
10. Советы родителям активных и гиперактивных детей // https ://www.center-sozvezdie.ru.