Анастасия Андреева
Проект «Создание психолого-педагогических условий для подготовки старших дошкольников к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Проблема формирования мотивационной сферы и готовности к обучению в школе - одна из самых актуальных в детской психологии и педагогике. Одним из аспектов проблемы преемственности между детским садом и начальной школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе, важным результатом которой является психологическая готовность к школьному обучению.
Публикация «Проект „Создание психолого-педагогических условий для подготовки старших дошкольников к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Психологическим содержанием перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту является смена ведущей деятельности от игры к учебной деятельности. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода. Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет следующие задачи дошкольного образования :
«Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы (требования к условиям реализации Программы настоящего Стандарта) настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников». (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
Основные предпосылки учебной деятельности в период предшкольной подготовки это :
-общее социально-личностное развитие ребёнка;
-умение произвольно управлять собой;
-формирование положительной учебной мотивации;
Составляющей предпосылкой готовности к школе является мотивационная сфера, которая характеризуется следующими показателями мотивационной готовности:
- познавательный интерес, активность к окружающему миру;
- проявление произвольности в различных видах деятельности – умение действовать по правилам;
- владение учебными навыками: выделять учебную задачу, выдвигать варианты решения.
Формирование мотивационной сферы у старших дошкольников, это:
- высокий уровень активности;
- инициативы;
- самостоятельности;
- уважительное отношение к учителю;
- умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче;
- умение планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей.
Для того чтобы у детей дошкольного возраста формировались предпосылки к учебной деятельности был создан проект «Создание психолого-педагогических условий для подготовки старших дошкольников к школе»
Цель проекта : Формирование качественной мотивации к школьному обучению.
Задачи:
-повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению- осознанную мотивацию:
- развитие высокого уровня активности, инициативы, самостоятельности;
- формирование уважительного отношения к учителю;
- формирование умения сосредотачивать внимание на поставленной задаче, планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей
- повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Тип проекта : информационно-творческий, долговременный
Сроки реализации проекта : 2015-2016 учебный год.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы №1, родители.
Реализация проекта предполагает осуществление следующих этапов:
1этап. Подготовительный
1. Обоснование актуальности темы, мотивация выбора, определение цели и задач проекта.
2. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
3. Мониторинг умений воспитанников.
II этап. Основной
На основном этапе предполагается использование в работе с детьми следующих форм и методов:
индивидуальные развивающие занятия с воспитателем (2-4 раза в неделю в зависимости от желания ребенка,
групповое занятие с педагогом-психологом (1 раз в неделю,
работа с рабочими тетрадями (2-4 раза в неделю в зависимости от желания ребенка,
дидактические игры в соответствии с ООП ДОУ (ежедневно,
сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Семья и школа», «Дом и школа»,
работа в творческой мастерской,
экскурсии в школу, музей, библиотеку, детскую школу искусств (1 раз в квартал,
III этап. Заключительный
1. Повторный мониторинг умений воспитанников.
2. Обобщение результатов работы.
3. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Критерии мониторинга:
Критерии мониторинга по проекту «Создание психолого-педагогических условий для подготовки старших дошкольников к школе» включают в себя следующие мероприятия:
- Беседа с детьми «Чем школа отличается от детского сада»
- Рассматривание школьных принадлежностей.
- Загадывание загадок на школьную тему.
- Разукрашивание картинок предметов школьных принадлежностей.
- Рисование «Портрет учителя»
- Диагностика уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения. (Методика Р. С. Немов «Чего не хватает на рисунках?»; «Узнай кто это?»; «Найди и вычеркни»; «Проставь значки»; ….)
- Анкетирование детей "Хочу ли я в школу? "
- Тест А. Керна и ориентировочный опросник школьной зрелости Я. Йирасека.
- Методика "Графический диктант"
-Консультации для родителей: «Подготовительная группа : задачи становления основных компонентов школьной жизни», «Готовность детей к школьному обучению», «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».
- Информация психолога родителям на тему : «Ребёнок идёт в школу».
- Рекомендации педагога – психолога родителям по подготовке детей к школе психофизиологических особенностях 6 – 7 летних детей.
- Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу?»
- Психологическое просвещение педагогов по темам: «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста», «Психологическая готовность ребёнка к школе».
- Выступление на педагогическом совете «Ребёнок на пороге школы».
Предполагаемые результаты у детей:
- проявление стойкого положительного отношения к предстоящему обучению в школе,
- проявление активного отношения и самостоятельности в различных видах деятельности,
- проявление уважительного отношения к профессии «учитель»,
- проявление умения сосредотачивать внимание на поставленной задаче, планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей.
Предполагаемые результаты у родителей:
- повышение грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.