Елена Коновалова
Нетрадиционные техники рисования как форма развития мелкой моторики у детей с ЗПР в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования как форма развития мелкой моторики у детей с ЗПР в ДОУ.
Коновалова Е. В.
МБДОУ «Детский сад №56 «Гусельки», г. Тамбов
Прежде чем переходить к основной теме статьи, необходимо определиться, что же такое моторика. Доктор педагогических наук профессор Е. А. Стребелева дает следующее определение: моторика – это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Мелкая моторика – это координация движений кистей рук и пальцев.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как форма развития мелкой моторики у детей с ЗПР в ДОУ» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Дети, имеющие диагноз задержка психического развития, в большинстве своем страдают нарушением двигательных способностей – неловкость, неспособность контролировать свои движения, несогласованность движения рук и глаз. Также у них обычно возникают большие проблемы с мелкой моторикой, что вызывает затруднения в разных сферах жизни.
В современном обществе детям с ограниченными возможностями здоровья принято уделять большое внимание. Насущная проблема образования – создание дополнительных условий для того, что бы такие дети смогли развиваться интеллектуально и эмоционально, находить возможность для самореализации, в том числе и в творчестве.
В общем и целом у большинства детей с диагнозом задержка психического развития слабо развиты двигательные навыки. Это выражается в том числе и в проблемах с мелкой моторикой, что влечет за собой проблемы с навыками самообслуживания (использование столовых приборов, одевание-раздевание). Такие дети относятся к особой категории, обучение их требует отдельного подхода. Для них необходимо подобрать техники и упражнения для развития мелкой моторики, причем такие, которые не будут нагружать, а, следовательно, и утомлять ребенка в физическом и моральном плане. Ведь дети с диагнозом ЗПР имеют склонность к быстрой утомляемости.
Существует множество методик для развития мелкой моторики : пальчиковая гимнастика, перекладывание и игры с бусинами, лепка, конструирование с помощью разнообразных конструкторов, составление мозаики, построение фигур из спичек и палочек, и многое другое. Кроме этого, конечно же, используется изобразительная деятельность. Только проблема в том, что обычные техники изобразительной деятельности не подходят для работы с детьми с ЗПР, ведь им сложно изображать предметы, образы, сюжеты, тем более используя обычные инструменты – кисти, карандаши, фломастеры.
Особенностью детей с ЗПР является то, что они могут заниматься только тем, что им интересно. Отсюда следует, что для развития у таких детей мелкой моторики необходим особый подход.
По опыту работы становится понятно, что использование нетрадиционных техник рисования является тем самым инструментом, который наиболее благоприятен для работы с ребенком с ЗПР. Такие техники способны в большей степени заинтересовать ребенка. Если построить занятия с учетом возраста детей и их возможностей, то можно отметить, с каким удовольствием они рисуют различные узоры, не испытывая особых трудностей, без страха берут художественный материал, не пугаясь его обилия и необходимости выбора. Помимо этого, использование таких техник рисования позволяет прививать детям навыки коллективного творчества. Это сближает детей, порождая особые эмоциональные контакты между ними, улучшает настроение ребенка, ему уже не страшно заниматься рисованием.
Нетрадиционными техниками рисования являются : кляксография, рисование пальчиками, ладошками, трубочкой, ватными палочками, мыльной пеной, губкой и прочее.
Кроме того, мы используем в своей практике нетрадиционные методики рисования на прогулках. Это рисование водой (бутылочка-брызгалка, рисование на песке, на мокрой земле, применяя палочки и любой другой подручный материал, рисование мокрыми ногами на асфальте. Такие занятия, помимо собственно техники нетрадиционного рисования, еще и закаливают детей.
Такие техники рисования хороши в отношении детей с ЗПР своей необычностью. Любому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, собственной ладошкой, ставить кляксы и в результате получать забавный рисунок. Кроме этого, в этих техниках нет никаких запретов – разрешается рисовать как захочется и чем захочется, можно даже придумать что-то свое. Это дает мощные положительные эмоции, что немаловажно для таких детей.
Применение нетрадиционных техник рисования в работе по развитию детей с ЗПР позволяет добиться пробуждения у них познавательного интереса, способствует формированию определенного уровня развития действий с различными материалами, а главное – повышается уровень общего развития ребенка. Ведь уровень развития мелкой моторики напрямую связан с интеллектуальным развитием ребенка. Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них в достаточной степени развиты память, внимание и связная речь.
Таким образом, польза нетрадиционных техник рисования не только в развитии мелкой моторики, ловкости, воображения, но и в познании детьми окружающего их мира посредством тактильных ощущений.
Если грамотно использовать многообразие способов нетрадиционных видов рисования и правильно применять их согласно особенностям детей с ЗПР, то можно не сомневаться в том, что именно эти методики могут применяться для коррекции мелкой моторики с наибольшей эффективностью.
Литература:
Стребелева, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с нарушением интеллекта – М. : Парадигма, 2012
Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду - М. : 2007, часть 2
Екжанова, Е. А. Формирование изобразительной деятельности у
детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста
// Дефектология. – 1989 – № 4
Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование– М. : ТЦ Сфера, 2006