Анна Жаферовна Ибрагимова
Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) предусматривает решение задач художественного воспитания, выделяя такую образовательную область, как: «Художественно-эстетическое развитие» [7].
Глобальной задачей художественно-эстетического развития дошкольника, как подчеркивается в ФГОС ДО, становится задача развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальной деятельности, а также в конструктивной деятельности и ручном труде. В связи с этим, в работе дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО) идет активный поиск средств, методов и приемов, способных эффективно влиять на активизацию творческой активности ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Одним из возможных направлений работы ДОО в плане развития творческих способностей воспитанников представляется использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей. К нетрадиционным техникам относят такие как : эбру, квилинг, рисование на световых столах, пескография, пластилинография, кляксография, граттаж и др. Именно они позволяют ребенку использовать все свое воображение и имеющиеся умения и навыки в создании неповторимого авторского образа, проявить свою индивидуальность и самостоятельность при выборе средств выразительности.
Как отмечает один из виднейших исследователей в области детского изобразительного творчества, Т. С. Комарова: «Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п.)» [5].
Нетрадиционные техники рисования способствуют решению задач развития творческих способностей дошкольников благодаря непосредственному интересу к работе с нетрадиционным материалом, доступности в использовании, снятию у ребенка боязни что-то сделать не так и допустить ошибку, ведь очень легко исправить то, что не получилось на песке, в воде и т. п.
Исходя из осознания степени значимости нетрадиционных техник в развитии творческих способностей, мы поставили в своей работе следующие цели и задачи.
Цель работы: развитие изобразительного творчества детей средствами нетрадиционных техник рисования, формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
Задачи работы.
1. Обогащать представления детей об окружающем мире.
2. Расширять знания детей о нетрадиционных изобразительных материалах и техниках работы с ними, обогащая художественный опыт детей
3. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства, при работе с различными художественными материалами
4. Формировать умение отображать в рисунке собственное восприятие окружающего мира, способствовать развитию замысла и технических умений у детей, используя нетрадиционные техники
5. Воспитывать положительное отношение у ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми; к собственной деятельности, ее результату
Этапы работы
1. Подготовительный этап (анализ литературы, обследование изобразительной деятельности воспитанников, обогащение развивающей предметно – пространственной среды, написание перспективного плана и системы занятий по изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник) – период проведения - август – сентябрь.
2. Основный этап (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана по развитию творчества в изобразительной деятельности средствами нетрадиционных технологий, организация работы с родителями по развитию творчества) – период проведения - октябрь – апрель.
3. Итоговый этап (повторное обследование развития изобразительной деятельности и творчества детей) – период проведения – май.
На подготовительном этапе было проанализированы особенности развития изобразительной деятельности детей по методике Г. Г. Григорьевой [1] для выявления способностей к самостоятельному созданию и реализации замысла. Для выявления творческих проявлений мы руководились методикой Т. С. Комаровой [5].
По результатам обследований, стало заметно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует возрасту воспитанников. Дети изображают предметы, создавая отчетливые формы, подбирая цвета, закрашивания, с дополнительной помощью взрослого передают несложный сюжет, но тематика детских работ отличается стереотипностью, однообразием, стандартностью, лишь в отдельных работах видна оригинальность, что предполагает развитие творческого воображения. Дети затрудняются в самостоятельном выборе изобразительных средств, недостаточно технические и графические умения и навыки. В результате детские работы не сложны по содержанию.
Далее мы оборудовали центр изобразительной деятельности в группе: «Творческую мастерскую» средствами нетрадиционной изобразительной деятельности : бросовый материал, ватные палочки, зубные щетки, губки для мытья посуды, коктейльные соломинки, столы для игр с песком и водой, кусочки поролона, картон, фольга, жатая бумага, крупы, пластилин, магнитный песок и т. п.
В центре также расположили самые разнообразные средства художественного воспитания, направленные на развитие эстетических представлений и чувств: предметы народного искусства и репродукции картин, альбомы художников.
Также мы предусмотрели возможность организации детской выставки, которая активизирует детей на создание собственных рисунков и поделок: подиумы и мольберты.
В ходе основного этапа работы с воспитанниками мы проводили самые разнообразные игры, занятия, совместную деятельность как воспитателя с детьми, так и детей друг с другом.
Нами были созданы дидактические игры с использованием нетрадиционных техник : «Гномик- волшебный художник», «Волшебные ниточки», «Собери матрешку», «Придумай натюрморт», лото «Жанры живописи».
На закрепление приемов рисования в разных техниках мы применяли следующие игровые методы:
Играли в дидактические игры:
1) «Чудесный сад» - предполагает дорисовывание детьми неоконченных изображений чудесных деревьев.
2) «Простые рисунки"- где детям предлагали разные геометрические фигуры превратить (дополнить, дорисовать элементы) в предметы,
3) «Дорисуй изображение» - дорисовывание детьми разнообразных неоконченных элементов рисунка.
4) «Нарисуй музыкальное произведение» - во время прослушивания музыки предлагаем сосредоточиться и «увидеть», что передает музыка, что слышит ребенок, что представляет во время слушания
5) «Рисуем дружно» - рисование по цепочке элементов одного рисунка, предполагающий сложное коллективное взаимодействие воспитанников в ходе его выполнения.
Второй этап включал в себя серию занятий по области «Художественно- эстетическое развитие», которые были объединены единой тематикой («Зима - красавица», «Осенняя сказка», «Сказочные герои» и т. д.).
Занятия проводились по подгруппам, в игровой форме, с использованием игровой мотивации и проблематизации, которая ставила перед детьми задачи, решение которых было возможно с использованием нетрадиционных техник. В ходе занятий мы закрепляли те умения, которые дети приобрели в ходе самостоятельной деятельности, и развивали новые способы работы с изобразительным материалом.
Занятия предполагали не только создание изобразительных образов с помощью нетрадиционных техник, но и их обыгрывание и рассказывание по ним.
В ходе итогового этапа проводилась повторная диагностика. Итоговая диагностика по методике Г. Г. Григорьевой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей сформированного и формируемого уровня увеличился эмоциональный настрой, обогатилась техника. Дети стали применять нестандартные материалы в свободной деятельности, научились использовать несколько техник и приемов рисования.
Также повторно было проведено обследование интеллектуально-эстетического развития детей по методике Т. С. Комаровой, где также видны положительные изменения.
Таким образом, результатами нашей работы стали:
• Повышение уровня самостоятельности воспитанников в изобразительной деятельности.
• Более эффективное решение задач развития мелкой моторики рук.
• Повышение уровня самоконтроля и самооценки, овладение обобщенными способами действий.
• Оптимизация взаимодействия детей друг с другом.
• Творческий подход в решении изобразительных задач.