Получи документы

Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников

Анна Жаферовна Ибрагимова
Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) предусматривает решение задач художественного воспитания, выделяя такую образовательную область, как: «Художественно-эстетическое развитие» [7].

Глобальной задачей художественно-эстетического развития дошкольника, как подчеркивается в ФГОС ДО, становится задача развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальной деятельности, а также в конструктивной деятельности и ручном труде. В связи с этим, в работе дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО) идет активный поиск средств, методов и приемов, способных эффективно влиять на активизацию творческой активности ребенка дошкольного возраста.

Публикация «Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников» размещена в разделах

Одним из возможных направлений работы ДОО в плане развития творческих способностей воспитанников представляется использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей. К нетрадиционным техникам относят такие как : эбру, квилинг, рисование на световых столах, пескография, пластилинография, кляксография, граттаж и др. Именно они позволяют ребенку использовать все свое воображение и имеющиеся умения и навыки в создании неповторимого авторского образа, проявить свою индивидуальность и самостоятельность при выборе средств выразительности.

Как отмечает один из виднейших исследователей в области детского изобразительного творчества, Т. С. Комарова: «Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п.)» [5].

Нетрадиционные техники рисования способствуют решению задач развития творческих способностей дошкольников благодаря непосредственному интересу к работе с нетрадиционным материалом, доступности в использовании, снятию у ребенка боязни что-то сделать не так и допустить ошибку, ведь очень легко исправить то, что не получилось на песке, в воде и т. п.

Исходя из осознания степени значимости нетрадиционных техник в развитии творческих способностей, мы поставили в своей работе следующие цели и задачи.

Цель работы: развитие изобразительного творчества детей средствами нетрадиционных техник рисования, формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

Задачи работы.

1. Обогащать представления детей об окружающем мире.

2. Расширять знания детей о нетрадиционных изобразительных материалах и техниках работы с ними, обогащая художественный опыт детей

3. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства, при работе с различными художественными материалами

4. Формировать умение отображать в рисунке собственное восприятие окружающего мира, способствовать развитию замысла и технических умений у детей, используя нетрадиционные техники

5. Воспитывать положительное отношение у ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми; к собственной деятельности, ее результату

Этапы работы

1. Подготовительный этап (анализ литературы, обследование изобразительной деятельности воспитанников, обогащение развивающей предметно – пространственной среды, написание перспективного плана и системы занятий по изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник) – период проведения - август – сентябрь.

2. Основный этап (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана по развитию творчества в изобразительной деятельности средствами нетрадиционных технологий, организация работы с родителями по развитию творчества) – период проведения - октябрь – апрель.

3. Итоговый этап (повторное обследование развития изобразительной деятельности и творчества детей) – период проведения – май.

На подготовительном этапе было проанализированы особенности развития изобразительной деятельности детей по методике Г. Г. Григорьевой [1] для выявления способностей к самостоятельному созданию и реализации замысла. Для выявления творческих проявлений мы руководились методикой Т. С. Комаровой [5].

По результатам обследований, стало заметно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует возрасту воспитанников. Дети изображают предметы, создавая отчетливые формы, подбирая цвета, закрашивания, с дополнительной помощью взрослого передают несложный сюжет, но тематика детских работ отличается стереотипностью, однообразием, стандартностью, лишь в отдельных работах видна оригинальность, что предполагает развитие творческого воображения. Дети затрудняются в самостоятельном выборе изобразительных средств, недостаточно технические и графические умения и навыки. В результате детские работы не сложны по содержанию.

Далее мы оборудовали центр изобразительной деятельности в группе: «Творческую мастерскую» средствами нетрадиционной изобразительной деятельности : бросовый материал, ватные палочки, зубные щетки, губки для мытья посуды, коктейльные соломинки, столы для игр с песком и водой, кусочки поролона, картон, фольга, жатая бумага, крупы, пластилин, магнитный песок и т. п.

В центре также расположили самые разнообразные средства художественного воспитания, направленные на развитие эстетических представлений и чувств: предметы народного искусства и репродукции картин, альбомы художников.

Также мы предусмотрели возможность организации детской выставки, которая активизирует детей на создание собственных рисунков и поделок: подиумы и мольберты.

В ходе основного этапа работы с воспитанниками мы проводили самые разнообразные игры, занятия, совместную деятельность как воспитателя с детьми, так и детей друг с другом.

Нами были созданы дидактические игры с использованием нетрадиционных техник : «Гномик- волшебный художник», «Волшебные ниточки», «Собери матрешку», «Придумай натюрморт», лото «Жанры живописи».

На закрепление приемов рисования в разных техниках мы применяли следующие игровые методы:

Играли в дидактические игры:

1) «Чудесный сад» - предполагает дорисовывание детьми неоконченных изображений чудесных деревьев.

2) «Простые рисунки"- где детям предлагали разные геометрические фигуры превратить (дополнить, дорисовать элементы) в предметы,

3) «Дорисуй изображение» - дорисовывание детьми разнообразных неоконченных элементов рисунка.

4) «Нарисуй музыкальное произведение» - во время прослушивания музыки предлагаем сосредоточиться и «увидеть», что передает музыка, что слышит ребенок, что представляет во время слушания

5) «Рисуем дружно» - рисование по цепочке элементов одного рисунка, предполагающий сложное коллективное взаимодействие воспитанников в ходе его выполнения.

Второй этап включал в себя серию занятий по области «Художественно- эстетическое развитие», которые были объединены единой тематикой («Зима - красавица», «Осенняя сказка», «Сказочные герои» и т. д.).

Занятия проводились по подгруппам, в игровой форме, с использованием игровой мотивации и проблематизации, которая ставила перед детьми задачи, решение которых было возможно с использованием нетрадиционных техник. В ходе занятий мы закрепляли те умения, которые дети приобрели в ходе самостоятельной деятельности, и развивали новые способы работы с изобразительным материалом.

Занятия предполагали не только создание изобразительных образов с помощью нетрадиционных техник, но и их обыгрывание и рассказывание по ним.

В ходе итогового этапа проводилась повторная диагностика. Итоговая диагностика по методике Г. Г. Григорьевой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей сформированного и формируемого уровня увеличился эмоциональный настрой, обогатилась техника. Дети стали применять нестандартные материалы в свободной деятельности, научились использовать несколько техник и приемов рисования.

Также повторно было проведено обследование интеллектуально-эстетического развития детей по методике Т. С. Комаровой, где также видны положительные изменения.

Таким образом, результатами нашей работы стали:

• Повышение уровня самостоятельности воспитанников в изобразительной деятельности.

• Более эффективное решение задач развития мелкой моторики рук.

• Повышение уровня самоконтроля и самооценки, овладение обобщенными способами действий.

• Оптимизация взаимодействия детей друг с другом.

Творческий подход в решении изобразительных задач.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа)«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа) Цель: - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи:.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Мастер-класс по созданию плаката «Берегите птиц» с использованием техники «пластилинография» для старших дошкольниковМастер-класс по созданию плаката «Берегите птиц» с использованием техники «пластилинография» для старших дошкольников В наш век информационных технологий вопросы экологии очень важны и значимы, как никогда. Формирование основ экологического воспитания.

Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольниковНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников В век развитых технологий – роботов, компьютеров, айфонов,.

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ по возрастамНетрадиционные техники рисования в ДОУ по возрастам «Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 13:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Жаферовна Ибрагимова (УИ 1411423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
21 декабря 2024 суббота

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
- .



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД