Жанна Нарышева
Нетрадиционные средства и приемы в работе логопеда для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время педагоги все чаще говорят о том, что дети все неохотнее занимаются в детском саду. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело. Сегодня я хотела бы рассказать о нетрадиционных способах автоматизации звуков в речи у детей дошкольного возраста.
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важнейших составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков после постановки или коррекции звука.
Публикация «Нетрадиционные средства и приемы в работе логопеда для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Закрепление правильного звукопроизношения – процесс долгий. Поэтому необходимо вести работу длительно и кропотливо.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: 1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных) 2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); 3. автоматизация звука в предложениях; 4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; 5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; 6. автоматизация звука в разговорной речи.
Важно помнить, что автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Для того, чтобы сделать занятия по автоматизации звуков более интересными, разнообразными и в тоже время эффективными для ребенка, нужно увлечь его, удивить, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. С целью коррекции дефектов речи у детей целесообразно использовать в работе различные игры.
Автоматизировать звук можно как традиционными способами, так и инновационными. Использование нетрадиционных способов закрепления звука позволяет заинтересовать ребёнка и поддерживать заинтересованность на протяжении всего занятия.
С целью коррекции дефектов речи у детей целесообразно использовать в работе различные игры.
Первая игра, с которой я вас познакомлю, называется «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете.
Следующая игра, которую вы можете провести с ребенком «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.
Ребенок называет слова и строит башню, педагог тоже может принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
«Игра пушка» после того как башня построена, сминается лист бумаги – это ядро. Взрослый проговаривает слоги, слова, словосочетания и т. д. с заданным звуком, если ребенок проговаривает правильно, взрослый подает команду «ПЛИ», ребенок стреляет в башню. Игра проходит до тех пор, пока башня не будет разрушена.
«Украшаем шапку». На шаблоны шапок ребенку предлагается подобрать «узор» – картинку, в названии которой есть тот звук, который автоматизируете.
«Подзорная труба»
Из втулки от бумажных полотенец сделать что-то вроде подзорной трубы, обклеить цветной бумагой. Ребёнок смотрит в трубу, взрослый показывает картинки и спрашивает, что ты видишь? Ребё нок отвечает: «я вижу…» Можно отработать и слоговую структуру, показывая в трубу картинки.
Речь развивается под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук, поэтому эффективно в логопедической работе использовать игры и упражнения, позволяющие автоматизировать звук комплексно с развитием мелкой моторики.
«Узелки» Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком,который автоматизируете. Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел.
«Цепочка» Цветные скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. На каждую скрепку ребенок проговаривает слово или слог на заданный звук.
Упражнение «Звуковые дорожки». Ребёнку предлагается выкладывать камушки, шишки, крышечки по нарисованной дорожке, произнося чётко речевой материал. Аналогично проводится закрепление звука в речи, выкладывая мелкими предметами узор.
Использование массажёров Суджок. Катая шарики по руке по кругу по часовой стрелке и против неё, скользящими движениями, а также надевая колечко на каждый палец, ребенку предлагается проговаривать слоги, слова или заученный ранее стихотворный текст, насыщенный автоматизируемым звуком.
Можно использовать упражнения по выработке мускульной памяти :
1. отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации,
2. вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;
3. нажимание кнопки пульверизатора;
4. выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
5. игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук) и т. д.
6. игры с прищепками
Все вышеперечисленные методы и приемы способствуют не только повышению интереса ребенка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость. Подводя итоги, можно сказать, что ребенок быстрее запомнит новый звук, если его не просто механически повторять, а играть с ним. Если играть с ребенком каждый день, то речь будет чистой и правильной. Желаю Вам успехов и терпения в обучении вашего ребёнка правильной речи!