Виктория Поршнева
Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи
дошкольников
В развитии речевой активности детей в настоящее время сложилась
критическая ситуация, обусловленная рядом негативных факторов:
- ухудшение состояния здоровья детей,
- существенное сокращение «живого» общения родителей и детей,
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.
Для современной деятельности ребенка, связная речь является основной,
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
так как в ее основе лежат понимание детьми друг друга. Не случайно
такие методисты, как Н. И. Средневский, Н. М. Соколов, В. И. Чернышев и
другие считали, что детей, прежде всего, следует учить умению выражать
свои мысли в устной форме.
Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о
различных событиях из окружающей среды, наряду с
традиционными методиками, таких как заучивание наизусть, пересказ,
беседа, нужно использовать и инновационные комбинированные методы
обучения. Использование в коррекционной работе
разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает
утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков
самоконтроля у ребёнка за счёт повышения мотивации к развитию
собственной речи, поддерживает у детей с ОВЗ познавательную активность,
повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Я бы хотела подробнее рассказать о методе наглядного
моделирования/мнемотехнике.
Моделирование — это процесс создания модели и их использование в
целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях
и связях между элементами этих объектов.
Задачи моделирования:
— знакомство с графическим способом представления информации;
— развитие умения дешифровки/ анализа модели;
— формирование навыка самостоятельного моделирования.
Этапы работы по моделированию
• Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
• Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных
символов в образы.
• После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по
заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
• Зарисовка моделей в таблицу детьми (в старших группах).
• Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
При обучении связной речи моделирование может быть использовано в
работе над всеми видами связного высказывания :
— пересказ;
— заучивание стихотворения;
— загадывание и отгадывание загадок
— описательный рассказ;
— творческий рассказ.
Мнемотехника для развития речи детей. Актуальность мнемотехники
для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей
преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит
непроизвольно просто потому, что какой-то предмет или явление попали в
поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что
не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех
рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает
упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и
воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в
результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного
запаса и формированию связной речи. Метод основан на визуальном
восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения
с помощью изображений.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство
запоминания»
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Структура мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания,
обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с
мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно
слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки — это
несколько схематичных рисунков, расположенных линейно, по которым
можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.