Папки-передвижки

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников

Виктория Поршнева
Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи

дошкольников

В развитии речевой активности детей в настоящее время сложилась

критическая ситуация, обусловленная рядом негативных факторов:

- ухудшение состояния здоровья детей,

- существенное сокращение «живого» общения родителей и детей,

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

Для современной деятельности ребенка, связная речь является основной,

Публикация «Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников» размещена в разделах

так как в ее основе лежат понимание детьми друг друга. Не случайно

такие методисты, как Н. И. Средневский, Н. М. Соколов, В. И. Чернышев и

другие считали, что детей, прежде всего, следует учить умению выражать

свои мысли в устной форме.

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о

различных событиях из окружающей среды, наряду с

традиционными методиками, таких как заучивание наизусть, пересказ,

беседа, нужно использовать и инновационные комбинированные методы

обучения. Использование в коррекционной работе

разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает

утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков

самоконтроля у ребёнка за счёт повышения мотивации к развитию

собственной речи, поддерживает у детей с ОВЗ познавательную активность,

повышает эффективность коррекционной работы в целом.

Я бы хотела подробнее рассказать о методе наглядного

моделирования/мнемотехнике.

Моделирование — это процесс создания модели и их использование в

целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях

и связях между элементами этих объектов.

Задачи моделирования:

— знакомство с графическим способом представления информации;

развитие умения дешифровки/ анализа модели;

— формирование навыка самостоятельного моделирования.

Этапы работы по моделированию

• Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

• Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных

символов в образы.

• После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по

заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

• Зарисовка моделей в таблицу детьми (в старших группах).

• Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в

работе над всеми видами связного высказывания :

— пересказ;

— заучивание стихотворения;

— загадывание и отгадывание загадок

— описательный рассказ;

— творческий рассказ.

Мнемотехника для развития речи детей. Актуальность мнемотехники

для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей

преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит

непроизвольно просто потому, что какой-то предмет или явление попали в

поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что

не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех

рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает

упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и

воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в

результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного

запаса и формированию связной речи. Метод основан на визуальном

восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения

с помощью изображений.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство

запоминания»

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Структура мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания,

обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с

мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно

слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки — это

несколько схематичных рисунков, расположенных линейно, по которым

можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 26 марта 2024 в 12:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД