Татьяна Владимировна Мыреева
Консультация для педагогов «Значение якутских народных настольных игр в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Значение якутских народных настольных игр
в развитии детей дошкольного возраста».
Актуальность.
В наш век мы должны понимать, что значимую роль для развития ребенка играют игры наших предков. С развитием времени изменяются и игрушки наших детей: и дома, и в детском саду появилась возможность играть с самыми различными разнообразными игрушками.
В настоящее время большинство якутских настольных игр забываются, поэтому эти игры внесли в повседневную жизнь детей. Якутские настольные игры развивают мелкую моторику, речь, познавательные способности детей.
Но для того, чтобы ребенок с детства осознавал и сохранял особенность своей нации большую роль играют якутские народные игры.
Цель: сформировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях якутского народа через народную игру.
Задачи:
-вызвать у детей интерес и желание играть в якутские народные игры;
-развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость;
-развивать память, пространственное мышление, познавательную активность, фантазию;
-воспитывать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре;
-воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности.
В якутские народные игры можно играть в любое свободное время и где угодно. Через игру дети ближе знакомятся, развивается дух коллективизма, воспитывается дружелюбие. Во время игры ребенок учится сравнивать, считать, развиваются различные навыки.
В нашем дошкольном образовательном учреждении создаются условия для самостоятельной игры детей, в каждой группе имеются уголки якутских народных игрушек, которые сделаны родителями и работниками детского сада. Широко используем самодельные народные настольные игры из тальника, бересты и дерева. Представляю вам несколько игр, наиболее полюбившиеся детьми.
Игра «Домашние животные».
«Берестяная корова» («Туос ынах»). Детям из бересты изготавливали коров. В эту игру играют два ребенка. Сидят друг против друга. У каждого игрока по одной корове. На столе посередине проводят черту и по команде начинают дуть. Тот, кто передует свою корову за черту, выигрывает. Эта игра очень полезна для здоровья ребенка, а именно для развития легких.
«Бой быков» («О устар харсы ыылара»). Играют двое. Из ивовых прутьев изготавливаются быки, даются клички. Проводится линия, быков ставят друг против друга. По команде начинается “бой”. Тот, который перейдет линию, выигрывает. В этой игре побеждает тот, у которого сильная рука и тот, который терпелив.
«Бег лошадей» («Ат с рд тэ»). В эту игру играют два ребенка. По команде каждый начинает крутить веревку из конской гривы на палочки. Побеждает тот, чья лошадь первым придет на финиш.
Игра «Попади в мишень» («Сыалы табыы»). Эта парная игра. Цель игры: попасть камушком в стакан из коровьего рога. Тот, кто первым попадет, тот выигрывает.
Игра «Крути веревку» («Быаны эрийии»). Игроки стоят друг против друга, держат палочки, на которые связана веревка из конского волоса. По команде начинают крутить веревку на палочки. Побеждает тот, который быстрее дойдет до середины.
Игра «Жужжалка» («К г нэй»). Одна из любимых игр наших предков. Жужжалку можно сделать из дерева, мамонтовой и оленьей кости. В петлю вдевается кругляшок, петли надеваются на палец и начинают тянуть, чуть отпуская. Тем самым петля крутится вместе с кругляшком, издавая различные звуки.
Игра «Мээрикээн». Крутят мутовку на ровной поверхности между ладонями и убирают руки. У кого мутовка дольше крутится, тот побеждает.
Заключение.
У якутов есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». Дети должны знать культуру своего народа, а взрослые должны прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у детей стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям народа саха.
Национальные игры народов Саха наиболее привлекательны и доступны для освоения детьми, т. к. соответствуют психологическим особенностям детей: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка, как личности.