Анна Плетнева
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка.
Публикация «Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как традиционные, так и новаторские, нетрадиционные.
К традиционным относятся :
Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся 4 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и
Нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.
В своей работе с родителями я использую нетрадиционные формы работы : наглядно информационные — это оформление фотовыставок к праздникам и на различные тематики;
информационно-аналитические — это проведение анкетирования, опросов;
досуговые — участие в выставках, конкурсах, акциях, соревнованиях, праздниках;
познавательные — проведение родительских собраний с применением мультимедийных установок.
В случае, когда личный контакт невозможен, используем информационные стенды : доску объявлений, где размещаются объявления о собраниях; о предстоящих мероприятиях; информация о деятельности группы: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе.
Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов родители откликаются неохотно, что вполне понятно.
Мы нашли выход из этого положения в изменении форм проведения и с 2014 года и до сегодняшнего дня мы проводим родительские собрания с применением мультимедийных установок. Вся информация по образовательному процессу и жизнедеятельности каждой группы представляется на общем родительском собрании с использованием презентации. Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее: родители остались очень довольны.
Совместно с родителями организуются тематические выставки, например: «Умелые руки моей мамы» (поделки родителей из разных материалов: вышивка, вязание, «Волшебное тесто» (поделки из соленого теста).
"Карманная информация".
Буклет — информационное издание, отпечатанное на одном листе, как правило, многокрасочное, сложенное любым способом в один или несколько раз. Памятки в виде буклетов очень удобны тем, что родители в силу своей занятости не всегда могут найти время, чтобы продолжительно общаться с педагогом, консультироваться. А получив буклет, они могут выбрать удобное для себя время, чтобы изучить информацию и воспользоваться ею.
При разработке буклетов можно руководствоваться темами, которые предусмотрены в перспективном плане работы с родителями и предлагать их всем родителям.
Так же такие "карманные источники" можно разрабатывать адресно или для небольшой группы родителей по индивидуальным вопросам воспитания и обучения.
Таким образом, данная форма взаимодействия с родителями является интересной, доступной, адаптированной для конкретного возраста, иногда семьи и даже ребенка.
Самая популярная и любимая форма работы как воспитателями, так и родителями стала – досуговая. Доброй традицией стало проведение в совместно с родителями спортивных мероприятий «Мама, папа, я спортивная семья», «День защиты детей»..
Родители и дети принимают участие в конкурсах проводимых внутри детского сада «Лучшая поделка из природного материал», «Лучшая новогодняя игрушка», «Самая необычная кормушка», «Дары сени» и т. д.
В 2017 году мы попробовали для нас новую форму работы с родителями : проект «Мамин час». В начале учебного года на первом родительском собрании мы предложили родителям принять участие в образовательном процессе.
Откликнулось большое количество родителей с разными предложениями. Решили, что два раза в месяц к нам будут приходить мамы и проводить с детьми разные виды деятельности. Первой была мама Степы, она рассказала детям о своей профессии, она швея, показала как из лоскутов ткани изготовила панно «Букет», затем провела аппликацию из пуговиц на лоскуте ткани.
Людмила Алексеевна, мама Демида, перед сном читала детям народные сказки «Три апельсина» и «Смородинка», затем пожелала детям спокойного сна, после чего дети проспали крепко весь тихий час.
Оксана Викторовна, вместе с сыном Кириллом рассказали сказку «Заюшкина избушка» с показом настольного театра, который подготовили дома.
Наш проект увлек практически родителей всей группы. В конце учебного года был организован «Круглый стол», на котором родители поделились своими эмоциями, впечатлениями. Рассказали о том, что дети дома с восторгом рассказывает, что мама Степы научила их пришивать пуговицы, что папа Богдан играл с ними на участке в футбол.
И еще один проект «Родители в роли воспитателей»
Нужно упомянуть об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить своих родителей, всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же. Благодаря этому все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.
Постепенно в результате совместной работы с родителями складываются доверительные отношения с воспитателями. Именно это взаимодействие позволяет родителям осознать, что они нуждаются в профессиональной педагогической помощи. Теперь они принимают советы воспитателей как поддержку, а не как посягательство на свои права. Воспитатели становится их союзниками.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группе дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей