Папки-передвижки

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности

Юлия Махаева
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности

Махаева Ю. Р.

МБДОУ д/с «Чебурашка» города Десногорска

В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждает и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, свидетельствующие, что число таких людей достигает 13 % от общего числа населения. Всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в России рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами.

Публикация «Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах

Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Вместе с тем ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ОВЗ и семьи, в которой он проживает. В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, а также группы компенсирующей направленности.

Таким образом, проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день и в современных нормативных документах такие категории детей не остаются без внимания.

На основании этих документов в ноябре 2009 года в городе Десногорске на базе МБДОУ д/с «Чебурашка» была открыта группа компенсирующей направленности для детей с особыми образовательными потребностями.

Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Содействие успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание для этого соответствующих условий являются предметом заботы и практической деятельности наших педагогов и медицинских работников.

Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует от нас внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Главной нашей целью является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с нарушением интеллекта в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.

Наши задачи:

1. Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуального маршрута развития ребенка.

2. Социальная адаптация и формирование предпосылок учебной деятельности;

3. Обеспечение познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического и физического развития детей;

4. Достижение максимально возможных результатов в коррекции и развитии детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

5. Консультативно-педагогическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями;

Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения. В проведении коррекции большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя–дефектолога, учителя — логопеда, педагога — психолога, воспитателей группы, социального работника, родителей. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. То есть модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

Одной из важнейших наших задач является привлечение к активному сотрудничеству родителей, т. к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

Работу с родителями проводим как в традиционных формах, так и инновационных.

Проводим:

- день открытых дверей;

- родительские собрания;

- конференции с родителями;

- экскурсия по детскому саду;

- тематические занятия семейного клуба;

- проведение детских праздников и досугов;

- презентации и игры для родителей.

В ходе собрания обсуждаем интересные темы, предлагаем не стандартные решения сложных вопросов. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах.

Не одно родительское собрание у нас не проходит без чаепития. Обязательно родители получают памятки. В течение года мы награждаем родителей почетными грамотами и благодарностями.

Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: тематические консультации; презентации.

Пропаганду педагогических знаний ведем через систему наглядной агитации. В группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы.

У каждого специалиста есть своя страничка на сайте нашего детского сада, на которой он выкладывает различные методические материалы, с которыми каждый из родителей может ознакомиться.

За основу планирования воспитательно-образовательной работы взята «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Баряевой, О. Гаврилушкиной, А. Зарина, Н. Соколовой

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

У нас это естественная комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Это позволяет нам совместно с детьми свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием. Созданная нами предметно - развивающая среда позволяет обеспечить максимально психологический комфорт для каждого ребёнка.

Также в нашем детском саду создана сенсорная комната, которую наши дети посещают с большим удовольствием.

Достаточно оснащен оборудованием и спортивным инвентарем наш физкультурный зал для развития двигательной активности детей как стандартным, так и нестандартным. Все оборудование соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. В физкультурном зале есть пособия для физических упражнений, развития основных движений, профилактики нарушений осанки и плоскостопия, спортивных игр и упражнений. В зале проводятся физкультурные занятия всей группой, подгруппой и индивидуальные; воздушные ванны, утренняя гимнастика.

Воспитанники нашей группы посещают музыкальный зал. Там дети знакомятся с тайной музыки, учатся петь. Красиво задрапированные шторы и эстетическое оформление зала создают праздничное настроение у детей и взрослых. Здесь дети участвуют в праздниках, концертах, развлечениях, утренниках, учатся слушать и понимать музыку, играют на музыкальных инструментах.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, музыкотерапии).

Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

Учитель-дефектолог проводит сенсорные занятия, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.

Воспитатели проводят занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду, игры. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность, в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим, а также в режимные моменты.

Большое внимание уделяется продуктивной деятельности детей. К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

К этому процессу мы тесно привлекаем и родителей. Дети совместно с родителями создают различные поделки, тематические аппликации. Которые не раз занимали места на различных конкурсах международного и всероссийского уровня.

Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов, родителей на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья, у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности.

Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальный маршрут развития ребенка по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.).

Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются индивидуальные маршруты развития и пути коррекции.

Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

Благодаря нашей систематической и целенаправленной работе мы создаем максимально комфортные условия для развития детей с особыми образовательными потребностями и стремимся к тому, чтобы при выпуске каждый ребенок был:

1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.

2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.

3. Сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.

4. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.

5. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.

Публикации по теме:

Аннотация к адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности с ТНР Аннотация к адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Экспериментирование с весами» «Экспериментирование с весами». Цель: знакомство с понятием веса и весами. Задачи: • Познакомить детей с понятиями вес, весы, тяжелее,.

Конспект совместной образовательной деятельности (СОД) в группе с детьми компенсирующей направленности Тема: домашние животные. (группа для детей с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом развития) Цель: закреплять понятие.

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Пояснительная записка: Данное занятие является этапом коррекционно – развивающей работы с детьми старшей логопедической группы с элементами.

Образовательно-воспитательная работа по ОБЖ и экологии Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за детей. Задача.

Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности https://ok.ru/video/1010036181724Дипломанты I степени конкурса детского творчества "Оранжевое небо" среди дошкольных образовательных организаций.

Особенности организации работы с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности Успешность и эффективность работы учителя – логопеда напрямую зависят от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями.

Презентация проекта экологической направленности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Зеленая красавица» Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный. Участники проекта: воспитатели и дети гр. № 10, родители. Сроки реализации проекта:.

Проектная деятельность в ДОУ «Весна» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 ст. Кущевская Проект «Весна идёт,.

СОД по развитию речи с детьми средней группы компенсирующей направленности (ЗПР) «Мамин день» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида» № 61 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 12 мая 2019 в 11:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Махаева (УИ 204795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД