Юлия Махаева
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности
Махаева Ю. Р.
МБДОУ д/с «Чебурашка» города Десногорска
В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждает и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, свидетельствующие, что число таких людей достигает 13 % от общего числа населения. Всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в России рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами.
Публикация «Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Вместе с тем ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ОВЗ и семьи, в которой он проживает. В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, а также группы компенсирующей направленности.
Таким образом, проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день и в современных нормативных документах такие категории детей не остаются без внимания.
На основании этих документов в ноябре 2009 года в городе Десногорске на базе МБДОУ д/с «Чебурашка» была открыта группа компенсирующей направленности для детей с особыми образовательными потребностями.
Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Содействие успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание для этого соответствующих условий являются предметом заботы и практической деятельности наших педагогов и медицинских работников.
Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует от нас внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Главной нашей целью является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с нарушением интеллекта в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.
Наши задачи:
1. Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуального маршрута развития ребенка.
2. Социальная адаптация и формирование предпосылок учебной деятельности;
3. Обеспечение познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического и физического развития детей;
4. Достижение максимально возможных результатов в коррекции и развитии детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;
5. Консультативно-педагогическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями;
Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения. В проведении коррекции большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя–дефектолога, учителя — логопеда, педагога — психолога, воспитателей группы, социального работника, родителей. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. То есть модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.
Одной из важнейших наших задач является привлечение к активному сотрудничеству родителей, т. к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
Работу с родителями проводим как в традиционных формах, так и инновационных.
Проводим:
- день открытых дверей;
- родительские собрания;
- конференции с родителями;
- экскурсия по детскому саду;
- тематические занятия семейного клуба;
- проведение детских праздников и досугов;
- презентации и игры для родителей.
В ходе собрания обсуждаем интересные темы, предлагаем не стандартные решения сложных вопросов. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах.
Не одно родительское собрание у нас не проходит без чаепития. Обязательно родители получают памятки. В течение года мы награждаем родителей почетными грамотами и благодарностями.
Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: тематические консультации; презентации.
Пропаганду педагогических знаний ведем через систему наглядной агитации. В группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы.
У каждого специалиста есть своя страничка на сайте нашего детского сада, на которой он выкладывает различные методические материалы, с которыми каждый из родителей может ознакомиться.
За основу планирования воспитательно-образовательной работы взята «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Баряевой, О. Гаврилушкиной, А. Зарина, Н. Соколовой
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
У нас это естественная комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Это позволяет нам совместно с детьми свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием. Созданная нами предметно - развивающая среда позволяет обеспечить максимально психологический комфорт для каждого ребёнка.
Также в нашем детском саду создана сенсорная комната, которую наши дети посещают с большим удовольствием.
Достаточно оснащен оборудованием и спортивным инвентарем наш физкультурный зал для развития двигательной активности детей как стандартным, так и нестандартным. Все оборудование соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. В физкультурном зале есть пособия для физических упражнений, развития основных движений, профилактики нарушений осанки и плоскостопия, спортивных игр и упражнений. В зале проводятся физкультурные занятия всей группой, подгруппой и индивидуальные; воздушные ванны, утренняя гимнастика.
Воспитанники нашей группы посещают музыкальный зал. Там дети знакомятся с тайной музыки, учатся петь. Красиво задрапированные шторы и эстетическое оформление зала создают праздничное настроение у детей и взрослых. Здесь дети участвуют в праздниках, концертах, развлечениях, утренниках, учатся слушать и понимать музыку, играют на музыкальных инструментах.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, музыкотерапии).
Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
Учитель-дефектолог проводит сенсорные занятия, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.
Воспитатели проводят занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду, игры. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность, в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим, а также в режимные моменты.
Большое внимание уделяется продуктивной деятельности детей. К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.
Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.
К этому процессу мы тесно привлекаем и родителей. Дети совместно с родителями создают различные поделки, тематические аппликации. Которые не раз занимали места на различных конкурсах международного и всероссийского уровня.
Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов, родителей на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья, у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности.
Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальный маршрут развития ребенка по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.).
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются индивидуальные маршруты развития и пути коррекции.
Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
Благодаря нашей систематической и целенаправленной работе мы создаем максимально комфортные условия для развития детей с особыми образовательными потребностями и стремимся к тому, чтобы при выпуске каждый ребенок был:
1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.
2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.
3. Сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.
4. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.
5. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.