Макеева Наталья Викторовна
Нетрадиционные формы урока как средство повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы урока как средство повышения качества образования
В данной статье рассматриваются актуальность, инновационность, виды и признаки нетрадиционных уроков. Нетрадиционный урок (нестандартный) – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Статья предназначена для педагогов-практиков, работающих в школе, которые могут пополнить свою педагогическую копилку мастерства новыми формами нестандартных уроков.
Публикация «Нетрадиционные формы урока как средство повышения качества образования» размещена в разделах
"Великая цель образования –
это не знания, а действия"
Герберт Спенсер
Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность. Как учителю реализовать деятельностный подход на своих уроках? На этот вопрос попытаемся найти ответ.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того, чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
Они являются важным средством обучения, так как повышают интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителя разнообразить жизнь школьника : вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребности ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
Проведение таких уроков свидетельствует о попытках учителя выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается положительная сторона нестандартных уроков. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. По своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Таким урокам необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков : отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения.
Виды нетрадиционных уроков
1. Урок - деловая игра, ролевая игра.
2. Урок - конференция, пресс- конференция
3. Урок- соревнование, состязание, урок-хоккей
4. Урок - КВН
5. Урок взаимообучения учащихся
6. Уроки творчества
7. Урок – бенефис
8. Урок – творческий отчет (учащихся)
9. Урок – конкурс
10. Интегрированный урок
11. Межпредметный урок
12. Межвозрастной урок
13. Урок – консультация
14. Урок – аукцион
15. Урок - парадокс
16. Урок – экскурсия, заочная экскурсия
17. Урок – путешествие
18. Урок «Что? Где? Когда?»
19. Урок – зачет
20. Урок – литературная гостиная
21. Урок – музыкальный салон
22. Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже и т. д.
23. Урок на производстве, в поле, в лесу, у реки
24. Нерегламентированный урок
25. Урок «Спрашивай – отвечаем» и т. д.
26. Конкурсные уроки
27. Урок – семинарское занятие
28. Урок – бой (предметный)
29. Урок – практикум
30. Урок – смотр знаний
31. Урок – инсценировка
32. Урок обмена опытом учащихся по рациональной организации учебной деятельности
33. Урок – общение
34. Урок – творческая игра.
Признаки нетрадиционного урока
1. Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
2. Место проведения урока – не только кабинет в школе, это может быть цех завода, фабрики, музей, лес, поле и т. д. Даже кабинет можно «превратить» в лес, корабль, поезд и т. д. нестандартной расстановкой парт или дополнительным оформлением.
3. Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на урок темы.
4. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя.
5. Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.
6. Подключение эмоциональной сферы школьников. Создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности.
8. При подготовке к уроку использовать приём создания и организации работы инициативных групп, групп «специалистов» (из числа учащихся, занимающихся разработкой конкретных вопросов в соответствии со своими интересами.
9. В начале каждого полугодия вместе с учащимися наметить конкретные темы для нетрадиционных уроков, чётко сформулировать цели и задачи для каждого урока, определить инициативную группу для подготовки и проведения урока.
10. В подготовительный период учителю (с помощью учащихся – «специалистов») осуществлять помогающий контроль за деятельностью групп, быть консультантами по разным вопросам, проводить групповые и индивидуальные консультации, собеседования с учащимися.
11. Не отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартного урока, виды деятельности на уроке, предложенные учащимися.
12. Больше творчества! Творчества, направленного не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме.
Примечание. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой организации учебно–воспитательного процесса остаётся урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся.
Направления деятельности участников учебно – воспитательного процесса:
1. Привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся (а иногда – и их родителей, начиная с первого класса.
2. Отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с учётом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки к уроку.
3. Разделение класса на группы по интересам как в процессе подготовки, так и при проведении урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому ученику.
4. Опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция, тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.
5. Нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока (например, этап объяснения нового материала учителем).
6. В течение всего урока действуют дети, учителю часто отводится регулятивная функция. Учитель находится не над учениками, а среди них, иногда принимая участие в конкурсах, играх, соревнованиях наравне с детьми. Часть своих учительских функций учитель передаёт ребятам (организационные, информационные, аналитические, оценочно – стимулирующие и др.)
7. На первый план выдвигаются цели развития и воспитания учащихся, активно подключается эмоциональная сфера школьников. Выявленные способности ребёнка (организаторские, актёрские, музыкальные и проч.) должны работать с максимальной отдачей, чтобы у каждого школьника осталось после работы на уроке чувство удовлетворения, чувство своей значимости, уверенность в своих способностях.
8. Непременное введение в урок ролевых дидактических игр, соревнований, конкурсов, состязаний и т. д. для активизации интереса учащихся, стимулирования творчества, нестандартных решений.
9. Обязательное подведение итогов работы в виде анализа деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности.
10. Анализируют деятельность на уроке сами учащиеся по разработанной (учителем и учащимися) схеме. Схемы – вариативные, часто меняющиеся в зависимости от того, на какой аспект деятельности и результатов от неё хотят выйти учитель и учащиеся.
Обращение к нетрадиционным урокам предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Приведём конкретные примеры.
Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений. А урок-прогулка может проходить, наоборот, не на улице, а в помещении, в виде виртуальной экскурсии.
Видеоурок. Использование видеофильма помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Особенно интересно проходят те уроки, где видеофрагменты готовят сами учащиеся.
Урок-путешествие проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором (гидом, экскурсоводом, водителем транспорта и т. п.) урока может быть учитель или подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист (или карта, по которому они выполняют определенные задания для достижения намеченной цели. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время путешествия по теме "Город на Неве" учащиеся совершают остановки, чтобы познакомиться с достопримечательностями города. Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист. По окончании путешествия составляют отчет об "увиденных" достопримечательностях.
В заключении следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило бы их задуматься о необходимости изучения данной темы, о взаимосвязи предметного материала с окружающим миром, понять свое место в этом мире. Именно нетрадиционные уроки служат для повышения мотивации и интереса к предмету.
Список литературы.
1. Содержание и методы современного урока : учеб. пособие. – Волгоград: ВА МВД России, 2009.
2. С. В. Савинова «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008
3. открытыйурок. рф›статьи/414974/
4. nsportal.ru›Школа›Технология›2013/02/19/chto-takoe…
5. https://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com knowledge.allbest.ru›Педагогика›…_0.html