Марина Савушкина
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
Слайд 2
В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад – семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» размещена в разделах
Слайд 3
Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает: - взаимопомощь, - взаимоуважение и взаимодоверие, - знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении, - обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Слайд4
Основная задача -развитие диалогового партнерского взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Слайд 5 Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
Слайд 6
Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.
Слайд 7 Ниже представлены некоторые формы проведения нетрадиционных родительских встреч в детском саду :
«Педагогическая гостиная»
Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель–ребенок– детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Педагогическая конференция»
При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы.
Слайд 8
«Педагогическая конференция - аукцион»
Подготовка такой встречи проводится так же, как и при проведении педагогической конференции, отличием является то, что обмен опытом проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. (советы продаются за фишки) Советы, набравшие большее количество фишек, также оформляются в картотеки или альбомы.
Слайд 9
«Семинар-практикум»
На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты.
«Душевный разговор»
Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи) : это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т. д.
Слайд 10
«Мастер-класс»
Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители или приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т. е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области. Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. В конце встречи подводиться итог. На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т. д.
«Ток-шоу»
Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Предварительно родители делятся на команды. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.
Слайд 11
Целью досуговой формы является - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Слайд 12
совместные досуги, праздники, выставки призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Слайд 13
Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.
Слайд 14 В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений. Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения с воспитателями и своими детьми в спокойной непринужденной обстановке, направленной на взаимную помощь и поддержку детей дошкольного возраста.
Слайд 15
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.