Мария Утенкова
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.
Работа с родителями считалась одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского сада, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того как сложатся их отношения, во многом будет зависеть успех воспитания. Существуют разнообразные формы социально-педагогической работы с семьями. Важнейший из них является родительское собрание. Родительские собрания – это одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями в детских садах. Но к сожалению современные родители довольно часто игнорируют родительские собрания в детском саду. На это достаточно много причин: допоздна на работе, считают, что у ребенка нет проблем и т. д.
Публикация «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний» размещена в разделах
Для повышения мотивации родителей для визита на родительские собрания стали использовать нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Что же означают нетрадиционные формы? Нетрадиционные родительские собрания – это собрания, на которых используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, помогают легкому запоминанию темы бесед, создают доброжелательный и откровенный разговор. Такие методы и приемы повышают интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивают явку, активизируют родителей на решения проблем воспитания.
Нетрадиционные формы занятий :
1. Родительская конференция. Главная цель данной формы проведения – это обмен опытом семейного воспитания. Для участия в такой конференции, родители готовят сообщения заранее. Участие могут принимать специалиста ДОУ, их выступление будет как «затравка», чтобы вызвать обсуждение, а если и получится, то и дискуссию. К конференции готовят детские работы, педагогическую литературу и материалы и т. д. Конференцию можно завершить совместным концертом детей и сотрудников.
2. Деловая игра. Цель данной формы проведения – выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, о путях ее решения, а также сплочению родительского коллектива. Родители на собрании делятся на группы и им присваивают названия (например, «директор школы», «дети», «родительский комитет», по которым участники будут выполнять определенную роль в игре. Каждая группа родителей готовит анализ проблемы и излагает свой способ решения. В конце данной формы проходит самооценка участников и каждый участник должен продолжить фразу: «Работая с группой, я понял (а, что…»
3. Душевный разговор. Данное собрание рассчитано не на всех родителей, а только на группу родителей, которых объединяет общая проблема («ребенок левша», «есть трудности в общении с взрослыми» и т. д.). На начальном этапе проводят анкетирование родителей, чтобы ближе узнать ребенка. Проблема обсуждается со всех сторон, приглашаются специалисты. Родителям дают рекомендации по особенностям развития ребенка. Предлагаются различные игры, методики для решения данной проблемы.
4. Тренинг. Этот метод используется с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с ребенком. В тренинге обязательно принимают участие двое родителей. Для хорошего результата тренинг должен включать в себя от 5 до 8 занятий. Обычно тренинг проводит психолог, чтобы родители смогли на время стать детьми, пережить еще раз детские впечатления.
5. Практикум. Данный метод помогает родителям познакомиться не только с теоретическими понятиями, но и обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания : «Воображение и фантазия в дошкольном возрасте». Участники собрания познакомятся не только с понятиями «воображение» и «фантазия», но и познакомятся с играми на развитие воображения.
6. Круглый стол. Родители, педагоги и другие специалисты усаживаются за один стол. В такой обстановке обсуждают актуальные проблемы воспитания, родители знакомятся друг с другом. В такой форме проведения можно задавать интересующиеся вопросы и отвечать могут не только педагоги группы. Во время такого обсуждения, родителей можно объединить парами или тройками.
7. Коллективная запись. Каждый из родителей на собрании получает лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители, независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации. Затем заносят их на лист бумаги. Заполненные родителями листы передаются педагогу. Педагог обрабатывает листы, после чего идет обсуждение. А лучше после этой методики использовать «мозговой штурм».
8. Мозговой штурм. «Мозговой штурм» - это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга. Этот метод работает только тогда, когда у группы общая проблема.
9. Семинар-практикум. На таком собрании могут выступать не только воспитатель и родители, но и психолог, логопед и другие специалисты. Совместно с родителями проходит обыгрывание проблемных ситуаций. В данном собрании могут присутствовать элементы тренинга. Сначала должна определиться тема собрания, затем готовится небольшое теоретическое сообщение. После этого родителям предлагается просмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Родители должны подумать, как в данных играх отображается решение проблемной ситуации, также могут предложить свои игры.
10. Мастер-класс. Такие собрания проходят в контексте «обмен опытом». Родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Перед таким собранием должна быть предварительная работа. Выбираются несколько родителей, и предлагается им провести маленький урок, на котором они делятся своим опытом в вопросах развития ребенка («развитие мелкой моторики в домашних условиях», «развитие связной речи» и т. д.). На собрании родители дают практические советы, могут показать ролевую сценку или игру. Обязательно в конце собрания нужно подвести итог : где другие родители выбирают самые ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка советов».
Таким образом, у родителей, также как и у педагогов, особую популярность набирают нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Такие собрания построены по типу развлекательных игр, программ и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.