Лучший педагог года Итоги 2024

Реализация технологии «Река времени» в патриотическом воспитании дошкольников

Елена Гаврилова
Реализация технологии «Река времени» в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Реализация технологии «Река времени»

в патриотическом воспитании дошкольников»

Хотелось бы начать выступление со слов президента России. «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей и такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов». В. В. Путин.

В связи с этим, особое значение придаётся дошкольному образованию и воспитанию т. к. в дошкольный период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.

Главные задачи, которые сегодня стоят перед педагогами в рамках ФОП является объединение обучения и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. Познавательно и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знание наук и не знание добра ограничивает и деформирует личностные развитие ребёнка.

В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам народной культуры. Однако нельзя забывать, что мы живем в двадцать первом веке. Это век компьютеров, Интернета новых технологий. На каждом шагу открытия и изобретения, жизнь человека напрямую стала зависеть от техники. Человек окунулся в работу с головой, и его не интересуют такие вопросы, как приготовить еду, изготовить обувь, одежду, какой-то инструмент, а его дедушка и бабушка умели делать все своими руками, да так красиво и талантливо, что изделия становились экспонатами в художественных и краеведческих музеях.

Испокон веков, отец передавал свое мастерство и умение сыну, мать учила дочерей всему, что умела сама, и в этой связи поколений отшлифовывалась национальная культура. Это выделяло народ из общей массы народов, населяющих нашу планету, делало его уникальным, своеобразным, приковывало внимание остального мира. И надо помнить, что все, что наработано человеческим разумом во всех сферах жизни - это культура народа. Эту культуру передали нам наши предки, и мы не имеем права хоть что-то потерять из веками накопленного ими трудового опыта. Наоборот, мы должны все это хранить, исследовать, обобщать, преумножать, передавать будущим поколениям. Мы должны знать, как жили и что умели делать наши дедушки и бабушки, и научится самим это делать: шить, вышивать, мастерить. Современные дети не знают, не умеют этого делать и это существенная проблема в духовно – нравственном и гражданско – патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания обозначены в ФОП ДО. Патриотическое воспитание базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Предполагает формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа).

Для решения этих задач эффективной технологией является технология «Река времени».

Автором данной технологии для дошкольников, является Короткова Надежда Александровна, технология направлена на освоение представлений об историческом времени от прошлого к настоящему, развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира.

Дидактическое пособие «Река времени»-это длинный лист, обозначающий реку, символизирующий линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечается несколько остановок, понятными детям названиями. К примеру: древность, старина, наше время, будущее. Каждая остановка во времени обозначается метками. Изображение человека типичной для исторической эпохи среде. Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются-заполняются, соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрации, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

С использованием данной технологии был разработан долгосрочный проект «Ткацкая мастерская».

Отличительные особенности проекта заключается в том, что акцент делается на ознакомление детей с народными промыслами и различными техниками ткачества. Проект составлен в соответствии с возрастными возможностями и учётом развития творческих способностей обучающихся.

Цель проекта: приобщение воспитанников к плетению и творчеству, на основе народных традиций, формирование художественно – творческой активности воспитанников.

Задачи:

- развивать интерес к истории и культуре своего народа, воспитывать патриотические чувства гордости за свою Родину. Эстетический вкус, творческое мышление;

-устанавливать взаимосвязь народов искусства и окружающей действительности.

- формировать знания и навыки работы с бросовым, природным материалом;

Подготовительным этапом к реализации проекта было: изучение литературы по теме, тематика занятий.

Создание контента: подбор материалов, атрибутов, работа с родителями.

Внедрение в образовательный процесс: работа с детьми была разделена на тематические блоки.

«Как появилась одежда»

«Рассматривание разных видов ткани (марля, ситец)».

Виртуальная экскурсия: «Изготовление ткани, ткацкая фабрика». Оформление «Реки времени», помогло детям понять через игру, и активное участие погрузится в последовательность исторических событий, наглядно представить, как одно событие связано с другим.

Рисование «Мы рисуем лоскутки ткани». На первом занятии мы рассказали детям о истории появления одежды, обсудили с детьми какая бывает одежда. Дети с мамами подготовили рассказ о видах одежды: повседневная, праздничная, рабочая и т. д. Как менялась одежда с течением времени. Все это отражали с помощью иллюстраций на «Реке времени».

В результате составления последовательности усовершенствования одежды, у детей возникли вопросы, о том какая была раньше посуда. Для решения данной проблемы детям и родителям было предложено, принести из дома посуду или предмет старины. В результате был создан Мини- музей «Предметы быта предков».

В ходе проекта дети познакомились с профессией ткача, ткацким станком, приемами работы при просмотре презентаций, бесед, видео ролика. Для практических занятий были изготовлены и приобретены мини-станки для детей, проведен инструктаж по технике безопасности при работе с иголкой. Далее дети учились заправлять станок и ткать с помощью нитей. Дети и родители с большим интересом участвовали в проекте, узнали много нового.

Заключительным этапом проекта, было самостоятельное изготовление детьми на ткацких мини-станках, предмета быта будущего для кукольного домика, в виде коврика, одеяла, подушки.

Так же дети нарисовали одежду будущего. Как они себе это представляют. Фантазировали, какими могут быть станки будущего, для изготовления тканей.

Таким образом, можно сказать что технология «Река времени», является эффективным инструментом в патриотическом воспитании дошкольников. Она помогает не только передавать знания, о каких либо исторических фактах, но и развивать у детей чувство принадлежности к своей культуре. Внедрение данной технологии в образовательный процесс, способствует формированию у дошкольников патриотических чувств, уважение к культуре и традициям своего народа, что является важным аспектом их всестороннего развития.

Публикации по теме:

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Круглый стол с родителями «Поговорим о патриотическом воспитании» (Старшая группа) Цель : Познакомить родителей с особой ролью семьи в патриотическом воспитании дошкольников, определить совместно способы.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация технологии «Река времени» в патриотическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 24 января 2025 в 15:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация технологии «Река времени» в патриотическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гаврилова (УИ 3404862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!

Объявлены результаты конкурса "Педагог года - 2024" на МААМ!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД